В 1930-е годы мотоциклов, которые в то время еще назывались «самокатками», в Загорске городе было мало. Некоторые аппараты местные умельцы собрали вручную и на них рассекали по окраинам. О трёх таких умельцах краевед Александр РДУЛТОВСКИЙ нашёл достоверную информацию.
Первого завали Алексей ГЕНДРИХСОН. Этнический латыш, сначала он работал главным механиком Трикотажной фабрики, затем возглавлял Машинно-тракторную станцию и под конец заведовал городским гаражом. Был ближайшим приятелем писателя-натуралиста Михаила ПРИШВИНА. В своё время именно Гендрихсон уговорил его на покупку автомобиля.
В 1937 году Гендрихсона арестовали по бытовому (вероятно, жилищному) доносу и затем расстреляли. Его дом тогда стоял на земле, занимаемой сегодня строительным рынком на Вифанской улице.
Гендрихсон был из тех людей, которых в народе назвали «самоделкиными». Свой первый автомобиль он собрал из запчастей в 1927 году. Кроме немыслимого четырёхколёсного агрегата, на котором умелец катался по Вифанской улице, его видели на двухколёсной «самокатке».
Сведения об этом сохранились в уездной печати. На базе местного «Дома крестьянина» до войны регулярно проводились выставки местных достижений. Там Гендрихсон значился в числе конструкторов-самоучек. Среди экспонатов были его усовершенствованная косилка и всё та же «самокатка».
Второго умельца звали Леонид КУБЫШКИН. О нём сохранилось меньше сведений. Известно только, что он жил на территории старой Фермы и там же работал бригадиром – никакого военного городка Загорск-7 ещё не было. Как и Алексей Гендрихсон, Кубышкин ездил по Ферме и Каляевке на самодельной «самокатке». Прошёл всю Великую Отечественную войну и по возвращении с фронта передвигался по Загорску уже на трофейном немецком мотоцикле. Периодически катал на нём детишек.
Третий умелец на самодельном мотоцикле – довоенный товарищ Кубышкина. Но прославился он «подвигами» совсем иного рода. Звали его Павел ЛУНЕВСКИЙ или «Панька». В 1930-е годы работал заведующим водокачкой в Черниговском скиту. На своей «самокатке» умудрялся возить сено, а в свободное время разбойничал: грабил с подельником людей в окрестностях старого, ныне разрушенного Красного моста через реку Торгошу. При жизни Панька насолил очень многим, за что и поплатился. В 1942 году по одной из загорских улиц он вёз своё сено, когда поджидавший его встречный водитель нарочно дал большую скорость, подрезал Паньку, и тот не справился с управлением.
Павел Луневский изображён на фото. Там же проглядывается его фотография на самодельном мотоцикле. Оба снимка сделаны в 1940 году. По просьбе Александра Рдултовского их оцифровали со стеклянной фотопластинки, на которую фотограф почему-то сделал оба кадра.
Машинно-тракторная станция, которой руководил Алексей Гендрихсон, находилась на территории Черниговского скита. Там же рядом стояла водокачка, которой заведовал Панька и чей товарищ Кубышкин жил неподалёку на старой Ферме. Велика вероятность, что они были знакомы и даже «дружили гаражами». Нет оснований называть их первым городским мотоклубом. Но если учесть, что одного репрессировали и расстреляли, второго убили бандиты, а третий стал героем войны, то история трёх загорских «самокатчиков» вполне достойна экранизации.
Михаил ЗУЙКОВ