Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Княгиня Бетси Барятинская, великосветский хамелеон: о ней говорили столько же плохого, сколько и хорошего

Я смотрю на портрет и не понимаю: нравится она мне, или нет. Красива она или некрасива? Добра была или зла? Умна или глупа?

В этом состоял секрет дамы в чёрном – русской аристократки, княгини Елизаветы Александровны Барятинской, в девичестве Чернышёвой: никто не мог с уверенностью сказать, какова она, а современники полярно расходились во мнениях о ней. Одни находили княгиню Бетси прелестной, другие считали самоуверенной и надменной; в плеяду светских красавиц Барятинская не входила, однако Франц Ксавер Винтерхальтер, создавший галерею самых блистательных женщин своей эпохи, написал даже не один, а два её портрета, а Фредерик Шопен посвятил молоденькой графине Чернышёвой один из своих ноктюрнов.

Вот уж поистине хамелеон…

Алексис-Жозеф Периньон. Портрет княгини Елизаветы Александровны Барятинской, 1853. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Алексис-Жозеф Периньон. Портрет княгини Елизаветы Александровны Барятинской, 1853. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Её отец – военный министр, граф, светлейший князь Александр Иванович Чернышёв происходил из старинного дворянского рода и доводился племянником Александру Дмитриевичу Ланскому – помните ангела Сашеньку, любимца Екатерины Великой, после безвременной кончины которого императрица долгое время пребывала в глубоком горе?

Граф, бравый вояка и красавец мужчина, имел большое влияние при дворе, а вот в жизни семейной его постигал удар за ударом: первая жена, княгиня Теофила Радзивилл, подала прошение о признании брака «ничтожным» и вскоре укатила в Париж с любовником. Вторая, княжна Елизавета Александровна Белосельская-Белозерская, разрешилась от бремени мёртвым ребёнком и вскоре скончалась от последствий тяжёлых родов.

Томас Лоуренс. Портрет графа Александра Ивановича Чернышёва, 1818. Королевская коллекция, галерея Ватерлоо, Виндзор
Томас Лоуренс. Портрет графа Александра Ивановича Чернышёва, 1818. Королевская коллекция, галерея Ватерлоо, Виндзор

Только в счастливом супружестве с Елизаветой Николаевной Зотовой храбрый генерал, разведчик и хитрый дипломат обрёл всё, о чём можно мечтать. За невестой было дано богатое приданое, а сама Елизавета Николаевна, будучи женщиной прекрасно образованной и светской, заняла в высшем обществе приличествующее её статусу положение, дочерей же воспитывала как великих княжон. Всего в этом браке появилось на свет шестеро детей – трое сыновей и три дочери, среди которых наша героиня была старшей.

Александр Павлович Брюллов. Графиня Елизавета Николаевна Чернышёва, урождённая графиня Зотова, третья жена графа А. И. Чернышёва, с дочерьми Елизаветой и Александрой
Александр Павлович Брюллов. Графиня Елизавета Николаевна Чернышёва, урождённая графиня Зотова, третья жена графа А. И. Чернышёва, с дочерьми Елизаветой и Александрой

Итак, Лиза Чернышёва получила блестящее образование, подобающее девушке её круга: обладала безупречными манерами, свободно владела английским, французским и русским языками, причём английским – как родным, поскольку именно на нём разговаривали в семье; усердно музицировала и продемонстрировала незаурядный талант, вследствие чего, живя с матерью в Париже, брала уроки музыки у самого Шопена.

Кроме того, Елизавета Александровна отменно стреляла из пистолета и была превосходной наездницей.

Генри Эндрюс (Henry Andrews). Портрет Елизаветы Александровны Чернышёвой, между 1845–1846. Государственный исторический музей, Москва
Генри Эндрюс (Henry Andrews). Портрет Елизаветы Александровны Чернышёвой, между 1845–1846. Государственный исторический музей, Москва

Не замедлил появиться и жених: им стал штаб-ротмистр Кавалергардского полка князь Владимир Иванович Барятинский – сын блестящего вельможи и богатейшего землевладельца Ивана Ивановича Барятинского и брат двух уже известных нам непревзойдённых красавиц: Леониллы, в замужестве Сайн-Витгенштейн, и Марии, в замужестве Кочубей.

Претендент на руку и сердце молодой фрейлины императорского двора был человеком в высшей степени достойным. Его отец – образованный, просвещённый, даровитый и деятельный – воспитание сыновей считал одним из главных дел своей жизни, собственноручно составил программу обучения и действительно мог гордиться своими наследниками: он вырастил их честными, самостоятельными, безупречно порядочными и преданными делу.

Иосиф Венингер. Портрет князя Владимира Ивановича Барятинского, 1849
Иосиф Венингер. Портрет князя Владимира Ивановича Барятинского, 1849

Владимир Иванович в прошлом состоял адъютантом у отца своей невесты Александра Ивановича Чернышёва. Он долго ухаживал, и наконец предложение было принято. В 1846 году в день своего двадцатилетия Елизавета Чернышёва обвенчалась с князем Владимиром Барятинским.

Граф Чернышёв, осыпанный щедротами благоволившего к нему императора Николая I, дал за дочерью внушительное приданое: дом на Большой Миллионной и 150 тысяч рублей серебром. А в следующем году старший брат – прославленный военачальник Александр Иванович Барятинский – передал Владимиру Ивановичу в безраздельное владение роскошную усадьбу Марьино, к устройству которой Иван Иванович Барятинский приложил столько сил.

Генри Эндрюс. Помолвка Елизаветы Александровны Чернышёвой и князя Владимира Ивановича Барятинского, около 1846. Государственный исторический музей, Москва. На картине изображены: слева граф Александр Иванович Чернышёв, его жена Елизавета Николаевна, их дети Александра Александровна и Лев Александрович. Справа – Елизавета Александровна Чернышёва с женихом Владимиром Ивановичем Барятинским
Генри Эндрюс. Помолвка Елизаветы Александровны Чернышёвой и князя Владимира Ивановича Барятинского, около 1846. Государственный исторический музей, Москва. На картине изображены: слева граф Александр Иванович Чернышёв, его жена Елизавета Николаевна, их дети Александра Александровна и Лев Александрович. Справа – Елизавета Александровна Чернышёва с женихом Владимиром Ивановичем Барятинским

Солидное состояние позволило чете Барятинских занять одно из главенствующих мест не только в высших петербургских кругах, но и в аристократическом обществе Европы. Все отдавали должное пышным балам княгини Бетси, изысканной кухне (её повар славился на весь Санкт-Петербург) и тонким винам, однако это не мешало тем, кто расшаркивался с хозяевами и приседал в реверансах в парадной гостиной их великолепного дома, обставленного с умопомрачительной роскошью, отчаянно злословить в адрес княгини.

Например, крупный промышленник и меценат Александр Александрович Половцов в мемуарах «Дневник государственного секретаря» утверждал, что Барятинская была «всегда глупа и чванлива, памятуя величие своего отца», а князь Пётр Владимирович Долгоруков находил Елизавету Александровну «неприятной и смешной по её надменности».

Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет княгини Елизаветы Александровны Барятинской, 1859. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет княгини Елизаветы Александровны Барятинской, 1859. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
-9

Напротив, русский писатель-мемуарист Василий Антонович Инсарский называл княгиню Бетси «прелестной барыней», а столичный хроникёр Дю-Блэ со свойственным французам витиеватым изяществом определял Барятинскую как женщину, которая «обладала более социальным знанием, чем умом, более любезной привлекательностью, чем искреннею добротою, а некоторые её качества настолько были развиты, что заменяли другие и даже давали о них иллюзию». Вот ведь как извернулся, подлец!

Так или иначе, и поклонники, и хулители сходились в том, что княгиня, хотя и не слыла красавицей, имела безукоризненно ровный и свежий цвет лица, осиную талию, красивые руки и изящное сложение, а кроме того, была добра и, в отличие от своего окружения, не любила злословить.

Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет княгини Елизаветы Александровны Барятинской, 1858. Частное собрание
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет княгини Елизаветы Александровны Барятинской, 1858. Частное собрание

Супруги Барятинские пользовались уважением в высшем обществе, держали открытый дом и устраивали поистине королевские приёмы. «Никто не умел так принимать, как они, считалось большой честью попасть к ним», – восторженно вспоминала одна из современниц.

Князь Владимир Иванович Барятинский, «добрейший и честнейший человек», по словам Петра Долгорукова, своим весёлым, незлобивым нравом, сочетавшимся с исключительной порядочностью и верностью долгу, снискал искреннюю любовь императорской фамилии. Достаточно сказать, что в 1861 году Барятинский был назначен командиром элитного Кавалергардского полка, но принял его в удручающем состоянии: «в порядочном обществе кавалергардские офицеры отсутствовали, предпочитая ему кутежи, далеко не всегда приличные, и картежную игру, далеко не всегда корректную. Дошло до того, что старые кавалергарды стали отдавать своих сыновей и родственников в чужие полки». Финансовые дела были крайне запутаны и свидетельствовали о полном разорении. Однако за пять с половиной лет командования Владимир Иванович «успел воскресить в полку завещанные ему предания и опять поставить кавалергардов на принадлежащее им место».

Франц Крюгер. Портрет князя Владимира Ивановича Барятинского, около 1850. Ранее: портрет неизвестного флигель-адъютанта свиты Николая I. Государственный музей-заповедник «Павловск»
Франц Крюгер. Портрет князя Владимира Ивановича Барятинского, около 1850. Ранее: портрет неизвестного флигель-адъютанта свиты Николая I. Государственный музей-заповедник «Павловск»

Заслуги мужа позволили княгине Бетси получить статус кавалерственной дамы и статс-дамы императорского двора, а также войти в приближённый круг и участвовать во всех закрытых придворных приёмах.

К сожалению, князь Барятинский умер очень рано – ему было всего 58 лет. Овдовев, Елизавета Александровна больше не давала больших раутов и жила с незамужней дочерью Марией в своём доме на Миллионной. Три летних месяца она проводила в имении Ивановское, которое называла «Lе Château» («Замок»), каждый день ходила на могилу мужа, а по вечерам играла в пасьянс.

Читайте также:🧛‍♀️

Княгиня Бетси пережила супруга более чем на четверть века – она скончалась 18 февраля 1902 года от кровоизлияния в мозг. Даже смерть не лишила знаменитую светскую львицу её изящества: в гробу она лежала в тёмном бархатном платье и кокошнике, украшенном алмазами, а лицо закрывала белая прозрачная вуаль.

Огюст Монферран. Вид на Миллионную (до середины XIX века было принято также название «Большая Миллионная» в отличие от «Малой Миллионной» – так называлось начало Большой Морской улицы), Санкт-Петербург
Огюст Монферран. Вид на Миллионную (до середины XIX века было принято также название «Большая Миллионная» в отличие от «Малой Миллионной» – так называлось начало Большой Морской улицы), Санкт-Петербург

Четверо детей Елизаветы Александровны и Владимира Ивановича умерли в эмиграции. Младшая дочь Елизавета Владимировна, в замужестве Шувалова, стала последней владелицей великолепного дворца Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке.

Интерьеры дворца Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке. Источник https://idei.club
Интерьеры дворца Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке. Источник https://idei.club
-14
-15

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

Елизавета Александровна Барятинская, 1850-е
Елизавета Александровна Барятинская, 1850-е
Последняя владелица дворца Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке – графиня Елизавета Владимировна Шувалова, урождённая Барятинская
Последняя владелица дворца Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке – графиня Елизавета Владимировна Шувалова, урождённая Барятинская
-18