Двое. Он – сын бедного крестьянина, живописец, столь же эпатажный, сколь и талантливый: живёт с незамужними сёстрами, презирает внешние приличия, замкнут, саркастичен; мал ростом, коренаст, неопрятен и совершенно равнодушен к внешнему лоску и элегантности – при этом имеет головокружительный успех у женщин и практикует промискуитет. Она – светская дама, представительница венской еврейской буржуазии, супруга богатого сахарозаводчика-монополиста, который вдвое старше неё. «…Постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная», – так описывали современники женщину, ставшую моделью для самой известной, самой тиражируемой, самой дорогой картины Густава Климта.
Знакомство двух светил из разных Галактик, которые никогда не должны были бы встретиться (потому что, как мы знаем, звёзды никогда не отклоняются от своего пути) состоялось в Вене, в модном салоне дворца Адели Блох-Бауэр на Элизабет-штрассе, 18, который любили посещать представители творческой элиты и деятели искусства: композиторы, художники, литераторы, политики.
Адель – дочь генерального директора Венского банковского союза и председателя Восточных железных дорог Морица Бауэра – выросла в роскоши, а в 18 лет вступила в брак по расчёту с Фердинандом Блохом, который был известен как богач, коллекционер, покровитель искусств. Несмотря на значительную разницу в возрасте, супругов роднило поклонение красоте, широта взглядов и увлечение живописью. Адель была хорошо образована, читала классическую немецкую, английскую и французскую литературу, придерживалась левых взглядов, стремилась к дисциплине и неукоснительно соблюдала светский этикет.
Фердинанд обожал свою жену. Брак был бездетным (у Адели случилось два выкидыша, а третий младенец умер через два дня после рождения), и, чтобы сохранить родовую фамилию, она попросила мужа поменять свою на двойную – Блох-Бауэр.
Известно, что Климт был крайне разборчив и многим отказывал в написании портретов, невзирая на положение заказчика и размер вознаграждения. При этом стоимость работ была весьма высока: за официальный портрет художник запрашивал 5000 гульденов (63 тыс. € по нынешним меркам). Решающими факторами – взять или не взять заказ – для него являлись сложившиеся личные связи или интерес к самой модели. Густава Климта вдохновляли исключительно образованные, эмансипированные, холёные женщины, разбирающиеся в искусстве, литературе, музыке и живописи – при этом непременно состоятельные и принадлежавшие к высшим кругам венского аристократического общества.
Адель Блох-Бауэр стала единственной из венских дам, для которой Климт написал два портрета.
На первом из них – великолепной «Юдифи I» – Адель в обрамлении стилизованных деревьев и растений из сусального золота, с тонким лицом в ореоле копны пышных волос и гибким стройным телом, нежную теплоту которого подчёркивают тяжёлые, роскошные золотые украшения, предстаёт в образе томной, порочной, чувственной и страстной женщины. Её полуприкрытые веки скрывают хищный взгляд убийцы, утолившей жажду мести, а полуоткрытый яркий рот, похожий на ядовитый распустившийся цветок, сложился то ли в улыбку удовлетворения, то ли в плотоядный оскал. Правой рукой обольстительная Юдифь придерживает отрубленную голову Олоферна.
Исследователи расходятся во мнениях, связывали ли Адель Блох-Бауэр и Густава Климта исключительно дружеские отношения, или это была любовная связь. В частности, американский психиатр Саломон Гримберг настаивает, что Адель была любовницей живописца, известного сластолюбца и «Frauenversteher» – «дамского угодника».
Свои выводы, изложенные в журнале «Искусство и антиквариат», 1986 г., Гримберг основывает на информации, полученной от людей, близко знавших Адель Блох-Бауэр.
В данную версию укладывается и написанный Климтом портрет Адель в образе Юдифи, на котором эта законодательница светской жизни, известная своим самодовольством, надменностью, великосветской спесью, болезненностью и томной ленью, предстаёт такой манящей, соблазнительной, словно окутанной дурманящей вуалью эротизма.
По слухам (ничем, однако, не подтверждённым), в 1904 году Фердинанд Блох узнал об измене своей жены и избрал весьма нетривиальный способ вернуть Адель в лоно семьи: будучи наслышан о крайне непостоянном характере Густава Климта, обманутый муж решил заказать ему большой портрет супруги – полагая, что во время работы над картиной, когда Адель, позируя, будет проводить много времени рядом с ним, мастер пресытится ею и разорвёт любовную связь. Кроме того, приобретение картин Климта было выгодным вложением капитала и увековечивало имя коллекционера. Идеальный план мести!
За четыре года работы над портретом – с 1903 по 1907 год – Климт сделал более 100 набросков, хотя основная идея картины уже существовала в его голове. Так родилась «Золотая Адель», словно возродившая древние церковные мозаики, изысканную и витиеватую красоту византийского и египетского искусства.
Бледное лицо Адель с таким характерным для неё выражением томной и болезненной усталости, узкие плечи и тонкие руки, театрально заломленные жестом Арлекина, выступают будто из роскошной рамки из диковинной золотой вязи, в которой переплетаются стилизованные листья, спирали, овалы, похожие на муранское стекло, египетское «всевидящее око» и геометрические фигуры.
Читайте также:🏰
Этот портрет, ставший настоящим прорывом в стиле модерн, был назван «декадентской иконой». «Не зря её худое тело укутывает шлейф прежних увлечений, убранный символами полузабытых вер и царств, – Крит, Египет, Византия, Габсбурги», – описывает «Золотую Адель» журналист, литературовед, эссеист Александр Генис.
Адель Блох-Бауэр скоропостижно скончалась от менингита в 1925 году в возрасте 43 лет. Согласно последней воле, выраженной в завещании, два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта надлежало передать австрийской государственной галерее. Супруг согласился выполнить волю покойной, но с исполнением обещания не спешил: подарил австрийской галерее Бельведер один из пейзажей – «Замок Каммер на озере Аттерзее III», а в 1937 году предоставил «Портрет Адели Блох-Бауэр I» для участия в выставке австрийского искусства в Париже и Берне.
В марте 1938 года в результате аншлюса Австрия вошла в состав Третьего рейха, и Фердинанд Блох-Бауэр, спасаясь от еврейских погромов, вынужден был бежать сначала в Чехословакию, а затем в Швейцарию, оставив в Австрии картины и большую часть своего состояния. Он умер в Цюрихе в 1945 году, отменив перед смертью дарение живописного собрания австрийским музеям и завещав коллекцию детям своего брата – Марии Альтман, Луизе Гутманн и Роберту Бентли.
Однако на тот момент передавать племянникам было нечего: состояние Фердинанда Блох-Бауэра и его собрание картин было экспроприировано нацистами. В 1941 году австрийская галерея Бельведер выкупила «Портрет Адели Блох-Бауэр I», таким образом, вопреки желанию супруга, историческим коллизиям и мировым потрясениям исполнилась воля Адель: картина стала доступна широкой публике.
В 1998 году Австрия приняла закон о реституции, позволявший любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путём предметы искусства попали в их фонды, и требовать возвращения собственности. Журналист Хубертус Чернин, изучая архивы галереи Бельведер, узнал об обстоятельствах, сопутствовавших появлению «Золотой Адели» и других картин Климта в австрийских государственных собраниях. Прочитав его статью Мария Альтман – единственная оставшаяся в живых наследница Блох-Бауэров – приняла решение добиться возвращения картин в семью через суд. Состоялся беспрецедентный судебный процесс «Мария Альтман против Австрийской республики», длившийся 7 лет и постановивший передать картины законной владелице, с 1942 года проживавшей в США.
Вся Австрия поднялась на защиту своего национального достояния. Велись переговоры с банками о получении займов на покупку картин, кроме того, правительство обратилось к населению с просьбой о пожертвованиях, намереваясь также выпустить «облигации Климта». Но усилия оказались тщетными: рыночная стоимость полотен, изначально оцененных в 155 млн.$, в результате ажиотажа взмыла до небес и составляла уже 300 млн.$, а наследница не соглашалась уступить ни цента.
Проводить «Золотую Адель» вышли тысячи жителей Вены, со всей Австрии съезжались люди. Толпы выстроились вдоль улиц, по которым в бронированных автомобилях вывозились знаменитые картины. «Ciao Adele», – гласили плакаты, развешанные по всему городу. 14 февраля 2006 года бесценные творения Густава Климта прибыли в Лос-Анджелес.
Всего через несколько месяцев Мария Альтман выставила их на аукцион Christie’s, где «Адель Блох-Бауэр I» была продана за 135 млн.$ предпринимателю, коллекционеру, наследнику косметической империи Estée Lauder и основателю Neue Galerie Рональду Лаудеру. В нью-йоркской Новой Галерее «Золотая Адель» стала частью постоянной экспозиции.
«Австрия очень скучает по картинам, особенно по «Адели Блох-Бауэр I». Но теперь они принадлежат всему миру», – с грустью констатировал венский искусствовед Тобиас Наттер.
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.