Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Она дымила как паровоз и была женой магната-сахарозаводчика. «Золотая Адель» Густава Климта: как Австрия утратила свою икону

Оглавление

Двое. Он – сын бедного крестьянина, живописец, столь же эпатажный, сколь и талантливый: живёт с незамужними сёстрами, презирает внешние приличия, замкнут, саркастичен; мал ростом, коренаст, неопрятен и совершенно равнодушен к внешнему лоску и элегантности – при этом имеет головокружительный успех у женщин и практикует промискуитет. Она – светская дама, представительница венской еврейской буржуазии, супруга богатого сахарозаводчика-монополиста, который вдвое старше неё. «…Постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная», – так описывали современники женщину, ставшую моделью для самой известной, самой тиражируемой, самой дорогой картины Густава Климта.

-2

Знакомство двух светил из разных Галактик, которые никогда не должны были бы встретиться (потому что, как мы знаем, звёзды никогда не отклоняются от своего пути) состоялось в Вене, в модном салоне дворца Адели Блох-Бауэр на Элизабет-штрассе, 18, который любили посещать представители творческой элиты и деятели искусства: композиторы, художники, литераторы, политики.

Адель – дочь генерального директора Венского банковского союза и председателя Восточных железных дорог Морица Бауэра – выросла в роскоши, а в 18 лет вступила в брак по расчёту с Фердинандом Блохом, который был известен как богач, коллекционер, покровитель искусств. Несмотря на значительную разницу в возрасте, супругов роднило поклонение красоте, широта взглядов и увлечение живописью. Адель была хорошо образована, читала классическую немецкую, английскую и французскую литературу, придерживалась левых взглядов, стремилась к дисциплине и неукоснительно соблюдала светский этикет.

Адель Блох-Бауэр
Адель Блох-Бауэр

Фердинанд обожал свою жену. Брак был бездетным (у Адели случилось два выкидыша, а третий младенец умер через два дня после рождения), и, чтобы сохранить родовую фамилию, она попросила мужа поменять свою на двойную – Блох-Бауэр.

Известно, что Климт был крайне разборчив и многим отказывал в написании портретов, невзирая на положение заказчика и размер вознаграждения. При этом стоимость работ была весьма высока: за официальный портрет художник запрашивал 5000 гульденов (63 тыс. € по нынешним меркам). Решающими факторами – взять или не взять заказ – для него являлись сложившиеся личные связи или интерес к самой модели. Густава Климта вдохновляли исключительно образованные, эмансипированные, холёные женщины, разбирающиеся в искусстве, литературе, музыке и живописи – при этом непременно состоятельные и принадлежавшие к высшим кругам венского аристократического общества.

Густав Климт
Густав Климт

Адель Блох-Бауэр стала единственной из венских дам, для которой Климт написал два портрета.

На первом из них – великолепной «Юдифи I» – Адель в обрамлении стилизованных деревьев и растений из сусального золота, с тонким лицом в ореоле копны пышных волос и гибким стройным телом, нежную теплоту которого подчёркивают тяжёлые, роскошные золотые украшения, предстаёт в образе томной, порочной, чувственной и страстной женщины. Её полуприкрытые веки скрывают хищный взгляд убийцы, утолившей жажду мести, а полуоткрытый яркий рот, похожий на ядовитый распустившийся цветок, сложился то ли в улыбку удовлетворения, то ли в плотоядный оскал. Правой рукой обольстительная Юдифь придерживает отрубленную голову Олоферна.

«Юдифь и Олоферн» (нем.  Judith und Holofernes), также «Юдифь I», 1901. Галерея Бельведер, Вена
«Юдифь и Олоферн» (нем. Judith und Holofernes), также «Юдифь I», 1901. Галерея Бельведер, Вена

Исследователи расходятся во мнениях, связывали ли Адель Блох-Бауэр и Густава Климта исключительно дружеские отношения, или это была любовная связь. В частности, американский психиатр Саломон Гримберг настаивает, что Адель была любовницей живописца, известного сластолюбца и «Frauenversteher» – «дамского угодника».

Свои выводы, изложенные в журнале «Искусство и антиквариат», 1986 г., Гримберг основывает на информации, полученной от людей, близко знавших Адель Блох-Бауэр.

В данную версию укладывается и написанный Климтом портрет Адель в образе Юдифи, на котором эта законодательница светской жизни, известная своим самодовольством, надменностью, великосветской спесью, болезненностью и томной ленью, предстаёт такой манящей, соблазнительной, словно окутанной дурманящей вуалью эротизма.

-6

По слухам (ничем, однако, не подтверждённым), в 1904 году Фердинанд Блох узнал об измене своей жены и избрал весьма нетривиальный способ вернуть Адель в лоно семьи: будучи наслышан о крайне непостоянном характере Густава Климта, обманутый муж решил заказать ему большой портрет супруги – полагая, что во время работы над картиной, когда Адель, позируя, будет проводить много времени рядом с ним, мастер пресытится ею и разорвёт любовную связь. Кроме того, приобретение картин Климта было выгодным вложением капитала и увековечивало имя коллекционера. Идеальный план мести!

За четыре года работы над портретом – с 1903 по 1907 год – Климт сделал более 100 набросков, хотя основная идея картины уже существовала в его голове. Так родилась «Золотая Адель», словно возродившая древние церковные мозаики, изысканную и витиеватую красоту византийского и египетского искусства.

-7

Бледное лицо Адель с таким характерным для неё выражением томной и болезненной усталости, узкие плечи и тонкие руки, театрально заломленные жестом Арлекина, выступают будто из роскошной рамки из диковинной золотой вязи, в которой переплетаются стилизованные листья, спирали, овалы, похожие на муранское стекло, египетское «всевидящее око» и геометрические фигуры.

Читайте также:🏰

Этот портрет, ставший настоящим прорывом в стиле модерн, был назван «декадентской иконой». «Не зря её худое тело укутывает шлейф прежних увлечений, убранный символами полузабытых вер и царств, – Крит, Египет, Византия, Габсбурги», – описывает «Золотую Адель» журналист, литературовед, эссеист Александр Генис.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907. Новая галерея, Нью-Йорк
«Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907. Новая галерея, Нью-Йорк

Адель Блох-Бауэр скоропостижно скончалась от менингита в 1925 году в возрасте 43 лет. Согласно последней воле, выраженной в завещании, два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта надлежало передать австрийской государственной галерее. Супруг согласился выполнить волю покойной, но с исполнением обещания не спешил: подарил австрийской галерее Бельведер один из пейзажей – «Замок Каммер на озере Аттерзее III», а в 1937 году предоставил «Портрет Адели Блох-Бауэр I» для участия в выставке австрийского искусства в Париже и Берне.

В марте 1938 года в результате аншлюса Австрия вошла в состав Третьего рейха, и Фердинанд Блох-Бауэр, спасаясь от еврейских погромов, вынужден был бежать сначала в Чехословакию, а затем в Швейцарию, оставив в Австрии картины и большую часть своего состояния. Он умер в Цюрихе в 1945 году, отменив перед смертью дарение живописного собрания австрийским музеям и завещав коллекцию детям своего брата – Марии Альтман, Луизе Гутманн и Роберту Бентли.

Однако на тот момент передавать племянникам было нечего: состояние Фердинанда Блох-Бауэра и его собрание картин было экспроприировано нацистами. В 1941 году австрийская галерея Бельведер выкупила «Портрет Адели Блох-Бауэр I», таким образом, вопреки желанию супруга, историческим коллизиям и мировым потрясениям исполнилась воля Адель: картина стала доступна широкой публике.

В центре – Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр II». Частная коллекция
В центре – Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр II». Частная коллекция

В 1998 году Австрия приняла закон о реституции, позволявший любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путём предметы искусства попали в их фонды, и требовать возвращения собственности. Журналист Хубертус Чернин, изучая архивы галереи Бельведер, узнал об обстоятельствах, сопутствовавших появлению «Золотой Адели» и других картин Климта в австрийских государственных собраниях. Прочитав его статью Мария Альтман – единственная оставшаяся в живых наследница Блох-Бауэров – приняла решение добиться возвращения картин в семью через суд. Состоялся беспрецедентный судебный процесс «Мария Альтман против Австрийской республики», длившийся 7 лет и постановивший передать картины законной владелице, с 1942 года проживавшей в США.

Вся Австрия поднялась на защиту своего национального достояния. Велись переговоры с банками о получении займов на покупку картин, кроме того, правительство обратилось к населению с просьбой о пожертвованиях, намереваясь также выпустить «облигации Климта». Но усилия оказались тщетными: рыночная стоимость полотен, изначально оцененных в 155 млн.$, в результате ажиотажа взмыла до небес и составляла уже 300 млн.$, а наследница не соглашалась уступить ни цента.

Мария Альтман в воспоминаниях характеризовала свою тётю как «довольно холодную, интеллектуальную женщину».  «Она хорошо разбиралась в политике и была социалисткой. Но она не была счастлива. Это был брак по договорённости, и он был бездетным после двух выкидышей и смерти ребёнка. Я помню её очень элегантной, высокой, темноволосой и тонкой. Она всегда одевалась в шёлковые белые платья и курила через длинный золотой мундштук»
Мария Альтман в воспоминаниях характеризовала свою тётю как «довольно холодную, интеллектуальную женщину». «Она хорошо разбиралась в политике и была социалисткой. Но она не была счастлива. Это был брак по договорённости, и он был бездетным после двух выкидышей и смерти ребёнка. Я помню её очень элегантной, высокой, темноволосой и тонкой. Она всегда одевалась в шёлковые белые платья и курила через длинный золотой мундштук»

Проводить «Золотую Адель» вышли тысячи жителей Вены, со всей Австрии съезжались люди. Толпы выстроились вдоль улиц, по которым в бронированных автомобилях вывозились знаменитые картины. «Ciao Adele», – гласили плакаты, развешанные по всему городу. 14 февраля 2006 года бесценные творения Густава Климта прибыли в Лос-Анджелес.

Всего через несколько месяцев Мария Альтман выставила их на аукцион Christie’s, где «Адель Блох-Бауэр I» была продана за 135 млн.$ предпринимателю, коллекционеру, наследнику косметической империи Estée Lauder и основателю Neue Galerie Рональду Лаудеру. В нью-йоркской Новой Галерее «Золотая Адель» стала частью постоянной экспозиции.

«Австрия очень скучает по картинам, особенно по «Адели Блох-Бауэр I». Но теперь они принадлежат всему миру», – с грустью констатировал венский искусствовед Тобиас Наттер.

Коллекционная монета с фрагментом картины «Портрет Адели Блох-Бауэр I» номиналом 50 €. Рыночная стоимость 505€
Коллекционная монета с фрагментом картины «Портрет Адели Блох-Бауэр I» номиналом 50 €. Рыночная стоимость 505€

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

Густав Климт и Эмилия Флёге – муза и друг художника, единственная женщина, с которой Климт сохранил отношения до самой смерти
Густав Климт и Эмилия Флёге – муза и друг художника, единственная женщина, с которой Климт сохранил отношения до самой смерти
-13
-14