Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Злой гений чистой красоты. Софья Петровна Нарышкина: изводила мужа и втыкала булавки в руки своих горничных

Оглавление

С портрета смотрит на нас молодая женщина в расцвете яркой красоты. Лоск тёмных густых волос, жемчуга на атласной коже, плечи, укутанные в меха и бархат, холёные руки, унизанные перстнями делают её похожей на пышный оранжерейный цветок. И так трогательно сочетание цветущей женственности с детскими ямочками на нежных, озарённых румянцем щеках, что невозможно поверить: именно об этой моднице и законодательнице роскошных балов говаривали, будто она втыкает шпильки в руки своих горничных, словно в подушечки для булавок!

Но это, увы, чистая правда.

В конце 1840-х годов московское аристократическое общество было взбудоражено до крайности. Светские гостиные кипели и бурлили, обсуждая в высшей степени необычную свадьбу: известный богач и интеллектуал, друг Ивана Тургенева и Александра Дюма-отца, камергер из древнего дворянского рода Константин Павлович Нарышкин женился на Софье Ушаковой – девице, безусловно, достойной и наделённой всяческими добродетелями, если бы не одна деталь: жених много лет состоял в скандальной связи с матерью невесты, известной московской очаровательницей Марией Антоновной Ушаковой (урождённой Тарбеевой).

Софья Петровна Нарышкина, урождённая Ушакова
Софья Петровна Нарышкина, урождённая Ушакова

Он открыто содержал свою любовницу на глазах у всей Москвы и имел от неё внебрачного сына Павла, родившегося в 1841 году.

Таким образом, новобрачная становилась мачехой своему младшему единоутробному брату.

Мать Софьи Мария Антоновна слыла в свете красавицей, обладавшей мягким и нежным сердцем, что позволяло ловким, расчётливым и хитрым мужчинам не раз обводить её вокруг пальца. У неё, по словам современника, были «правильные черты лица, тёмные волосы, прекрасные голубые глаза и чисто греческий профиль», но в возрасте она «имела вид какой-то поблекшей одалиски». В браке с генерал-майором Петром Сергеевичем Ушаковым появилось на свет семеро детей, причём когда наследники выросли, репутация многих из них была не лучше, чем у матери – особенно отличились свободой нравов девицы Ушаковы.

Александр Молинари. Мария Антоновна Ушакова, урождённая Тарбеева. 1820-е
Александр Молинари. Мария Антоновна Ушакова, урождённая Тарбеева. 1820-е

Овдовела Мария Антоновна очень рано – ей не было ещё и тридцати. Тут и появился блистательный и неотразимый Константин Нарышкин, всегда живший с размахом, на широкую ногу, и вскружил голову мечтательной, романтичной, не слишком любившей о чём-либо задумываться молодой вдове. Однако бурный роман по неизвестной причине не имел пристойного продолжения. В апреле 1842 года Мария Александровна Лопухина писала Александре Михайловне Верещагиной: «...Опять поговаривают про женитьбу Нарышкина на вдове Ушаковой, но я этому поверю только когда они обвенчаются. Об этом так давно объявляют, что я с трудом этому верю».

Карл Гампельн. Дочери генерал-майора Петра Сергеевича Ушакова и его жены Марии Антоновны: Софья (слева) и Александра (справа). 1830-е. Александра Петровна, будучи девицей, жила на содержании у женатого графа Василия Алексеевича Бобринского. После смерти своей второй супруги он женился на ней. Брак был бездетным
Карл Гампельн. Дочери генерал-майора Петра Сергеевича Ушакова и его жены Марии Антоновны: Софья (слева) и Александра (справа). 1830-е. Александра Петровна, будучи девицей, жила на содержании у женатого графа Василия Алексеевича Бобринского. После смерти своей второй супруги он женился на ней. Брак был бездетным

И вдруг – какой пассаж! – Нарышкин женится на молодой Ушаковой, которая едва ли не годится ему в дочери!

Первенец Софьи Петровны и Константина Павловича Пётр Константинович был всего на восемь лет младше единокровного брата по отцу – Павла Константиновича, который с детства воспитывался в семье отца и мачехи. Всего же в этом союзе родилось пятеро детей: сыновья Пётр, Сергей, Дмитрий, Николай и дочь Мария.

Пользуясь протекцией московского генерал-губернатора Арсения Андреевича Закревского, но в особенности – громадным состоянием мужа, который и прежде держал открытый дом и давал балы и вечера, о которых толковала вся Москва, Софья Петровна стала настоящей столичной гранд-дамой. На её блестящие балы съезжался высший свет, однако славилась она отнюдь не умом, любезностью и деликатностью в обхождении: о Нарышкиной говорили, что она зла, груба и капризна столько же, сколько и красива.

 Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет Софьи Петровны Нарышкиной, 1858. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет Софьи Петровны Нарышкиной, 1858. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Русская писательница и художница Екатерина Ивановна Бибикова (в замужестве Раевская) вспоминала, что известный в столичном обществе парикмахер мсье Шарль – господин воспитанный и деликатный – с неподдельным ужасом рассказывал о Софье Нарышкиной: «Когда я её причесываю, она втыкает шпильки в руки своих горничных, будто это подушечки для булавок! Знаете, это очень злая дама».

С мужем Софья Петровна обходилась очень круто и не стеснялась показывать свой вздорный нрав. Однако в Париже, куда Нарышкина перебралась в конце 1850-х, барыня имела успех и слыла интересной и весёлой особой. Вероятно, она попросту не нашла повода подпустить французам свои шпильки.

Читайте также:🐈

Софья Петровна Нарышкина умерла в 1877 году от чахотки в возрасте 54 лет. Она пережила свою мать всего на семь лет.

Алексей Иванович Стрелковский. Портрет Софьи Петровны Нарышкиной. 1850
Алексей Иванович Стрелковский. Портрет Софьи Петровны Нарышкиной. 1850

Мечтательная и легкомысленная Мария Антоновна и в старости сохранила поразительную моложавость и красоту. Она почти никуда не выезжала и бывала только в доме губернатора Закревского, с женой которого, знаменитейшей красавицей пушкинского времени и музой поэтов Аграфеной Фёдоровной Толстой, была очень дружна.

Константин Павлович Нарышкин пережил обеих своих возлюбленных: он скончался в декабре 1880 года и был похоронен в московском Спасо-Андрониевском монастыре.

Я убеждена, что красота, как созидающая и спасительная сила, не может быть злой. Поэтому теперь, зная, какова была Софья Петровна и глядя на её портрет кисти Винтерхальтера, я вспоминаю только пушкинское:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

-7

Я смотрю в обманчиво ласковые глаза Софьи Петровны – и она больше не кажется мне красавицей.

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Италия морская. Остров Эльба. МАРЧАНА И МАРЧАНА МАРИНА: две грации
ГалопомПоЕвропам26 марта 2020

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

Мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке», 1950. Режиссёр Михаил Цехановский
Мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке», 1950. Режиссёр Михаил Цехановский
-9
-10