Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Самая красивая модель Винтерхальтера, прожившая более века. Княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн: звезда не жгучая, звезда холодная

Оглавление

«На петербургском небосклоне загорелась новая звезда: княжна Леонилла Барятинская, звезда не жгучая, несколько холодная, но всеобъемлющая ресницами-лучами. Придешь и запутаешься в них», – писал в начале 1834 года Пётр Вяземский, ослеплённый красотой молодой прелестной девушки.

Она действительно была звездой: неприступная, далёкая, яркая, негасимая. Дочь блистательного князя Ивана Ивановича Барятинского – русского посла при дворе короля Баварии в Мюнхене, крупного землевладельца, богача, эстета, потомка фельдмаршала принца Голштинского – и несравненной светской чаровницы, дочери прусского дипломата Марии фон Келлер.

Неизвестный художник. Княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, урождённая фон Келлер (1793-1858) с сыном Владимиром
Неизвестный художник. Княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, урождённая фон Келлер (1793-1858) с сыном Владимиром

История любви четы Барятинских заслуживает отдельного внимания. В молодости князь был влюблён в красавицу графиню Амалию Луизу Сайн-Витгенштейн, но на предложение руки и сердца получил отказ. Впоследствии Амалия вышла замуж за графа фон Келлера, в этом браке родилось пятеро детей, из которых Мария Вильгельмина Луиза была третьим ребёнком. Рано овдовев, князь Иван Барятинский через двадцать лет посватался к прелестной дочери своей возлюбленной, и на сей раз предложение было принято.

Несмотря на почти четвертьвековую разницу в возрасте, союз оказался счастливым. Князь, по отзывам графа Павла Христофоровича Граббе, был «высокий, видный, тонкий мужчина, с нравственными, приятными чертами лица, человек светский и знатный», отличавшийся, по свидетельству князя Адама Чарторыйского, колким остроумием.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет князя Ивана Ивановича Барятинского, около 1804. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет князя Ивана Ивановича Барятинского, около 1804. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Умный, образованный, даровитый, князь Барятинский главным делом своей жизни считал наилучшее и разумное устройство имений и воспитание четверых сыновей. Всего в браке с Марией Фёдоровной родилось семеро детей, и из трёх прелестных сестёр Леонилла была самой красивой – в мать.

Мария Фёдоровна Барятинская, известная благотворительница, «в своё время, по общим отзывам, была великолепнейшею из дам большого света как по замечательной красоте своей, так и по роскоши, которою она окружала себя». Любящий муж в честь неё назвал поражающий великолепием дворец в имении Ивановском Курской губернии – Марьино. Барятинские жили открыто, давали пышные приёмы; в оркестре, созданном Иваном Ивановичем, страстно любившим музыку, было до 60-ти талантливых музыкантов, а театр считался одним из лучших в губернии.

Антон Осипович Бруни (Антонио Бароффио Бруни). Настенное панно «Урожай» («Вид усадьбы Марьино»), 1820. Курский областной краеведческий музей. Полотно представляет собой групповой портрет детей князя Барятинского. Темноволосая девочка рядом с братом – княжна Леонилла в детстве
Антон Осипович Бруни (Антонио Бароффио Бруни). Настенное панно «Урожай» («Вид усадьбы Марьино»), 1820. Курский областной краеведческий музей. Полотно представляет собой групповой портрет детей князя Барятинского. Темноволосая девочка рядом с братом – княжна Леонилла в детстве
Курская область. Усадьба Марьино в наши дни
Курская область. Усадьба Марьино в наши дни

Леонилла (при крещении наречена именем Леонида) до 15 лет почти безвыездно жила в родовой усадьбе, получила прекрасное домашнее образование, свободно говорила на английском, французском и немецком языках.

В 1831 году семья переехала в Петербург, и обворожительная молодая Барятинская была представлена ко двору, а 1 июля 1833 года пожалована во фрейлины императрицы Александры Фёдоровны, которая оценила её мягкое обаяние, изящество манер и гибкий живой ум. Аристократические гостиные и парадные залы императорского дворца гудели, наперегонки давая характеристики чарующей грации пленительной Леониллы Барятинской. Её «бархатные глаза и соболиные брови наделали много шума в свете», – говорили одни; другие отмечали, что среди эфемерно-воздушных, миниатюрных и почти бесплотных прелестниц высшего петербургского света княжна Барятинская казалась «настоящим ливанским кедром – высокая, стройная, несколько сдержанная, очень серьёзная, но красивая с головы до пят, причем восхитительно красивая». «Леонилла, будущая княгиня Витгенштейн, была очень привлекательна, но ее красота была земная», подытоживала великая княжна Ольга Николаевна, дочь Николая I, сравнивая её с сестрой Марией, которая «походила на ангела» и умерла совсем молодой.

Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет Леониллы Ивановны Витгенштейн, урождённой Барятинской, 1849. Из художественного собрания князей Сайн-Витгенштейн-Сайн. В 1907 году в Париже были изданы мемуары Леониллы Ивановны, в которых она вспоминала дни юности: «Когда мне было 16 лет, мать покинула усадьбу Ивановское, чтобы поселиться в Санкт-Петербурге, и я была представлена ко двору. Императрица Александра сразу продемонстрировала мне свое особое расположение, и я ответила ей привязанностью, которой никогда не изменяла. При дворе вечера и праздники сменяли друг друга, поражая блеском и несравненным великолепием. Помню, участвовала в процессии, сопровождающей Суверенов в Театр «Эрмитаж». Некоторое время спустя я принимала участие в том, что мы решили назвать сумасшедшими днями карнавала! Поездки на санях, русские горки, игры в снежки, обеды и ужины непрерывно следовали друг за другом в течение недели. Я и мои спутницы, танцуя, неоднократно носили с собой белые атласные туфли, так как в случае чего мы были обязаны иметь новые»
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет Леониллы Ивановны Витгенштейн, урождённой Барятинской, 1849. Из художественного собрания князей Сайн-Витгенштейн-Сайн. В 1907 году в Париже были изданы мемуары Леониллы Ивановны, в которых она вспоминала дни юности: «Когда мне было 16 лет, мать покинула усадьбу Ивановское, чтобы поселиться в Санкт-Петербурге, и я была представлена ко двору. Императрица Александра сразу продемонстрировала мне свое особое расположение, и я ответила ей привязанностью, которой никогда не изменяла. При дворе вечера и праздники сменяли друг друга, поражая блеском и несравненным великолепием. Помню, участвовала в процессии, сопровождающей Суверенов в Театр «Эрмитаж». Некоторое время спустя я принимала участие в том, что мы решили назвать сумасшедшими днями карнавала! Поездки на санях, русские горки, игры в снежки, обеды и ужины непрерывно следовали друг за другом в течение недели. Я и мои спутницы, танцуя, неоднократно носили с собой белые атласные туфли, так как в случае чего мы были обязаны иметь новые»

В 1834 году в божественно прекрасную Леониллу влюбился без памяти князь Александр Трубецкой, однако результатом сватовства стал решительный отказ княжны. Говорят, она даже была оскорблена этим предложением – быть может, потому, что жених вместе с тремя другими кавалергардами входил в близкое окружение императрицы Александры Фёдоровны, сопровождал её в прогулках, катании на санях, был любимым фаворитом и в письмах государыни к графине Софье Бобринской фигурировал под именем «Бархат».

Вскоре княжна Барятинская вышла замуж за двоюродного брата своей матери – князя Льва Петровича (Людвига Адольфа) Витгенштейна, одного из богатейших помещиков Российской Империи, флигель-адьютанта императора Николая Павловича. Этот брак устроила лично императрица Александра Фёдоровна. Крайне недовольная скандальной связью своего протеже с белокурой кокеткой Любовью Ярцевой, женой светлейшего князя Александра Аркадьевича Суворова, она таким образом нашла способ её пресечь.

Франц Крюгер. Портрет Льва Петровича Витгенштейна, 1836. Собрание С. и Т. Подстаницких
Франц Крюгер. Портрет Льва Петровича Витгенштейна, 1836. Собрание С. и Т. Подстаницких

Кроме того, Витгенштейн был замешан в подготовке восстания декабристов, и только принимая во внимание заслуги его отца генерал-фельдмаршала Петра Христиановича Витгенштейна, снискавшего славу «спасителя Петербурга» в войне 1812 года, Николай I «закрыл глаза» на бунтарские шалости сына и предписал следственному комитету вынести оправдательное решение по его делу.

Венчание Леониллы Барятинской и Льва Витгенштейна состоялось 28 октября 1834 года в Большой церкви Зимнего дворца в присутствии всей царской фамилии во главе с Его Императорским Величеством Николаем I.

Вскоре после свадьбы, учитывая щекотливое положение князя Витгенштейна и желая избежать толков, молодожёны уехали за границу. Они поселились в Париже, где вели роскошный образ жизни, но свершившаяся в 1848 году Французская революция, разъярённая толпа черни, грабившая на их глазах дворец Тюильри, и бегство короля Луи-Филиппа Орлеанского заставила чету Витгенштейн переехать в Германию. В окрестностях Франкфурта-на-Майне князь приобрёл бывшее родовое поместье династии Сайн-Витгенштейн – полуразрушенный замок Сайн. На его месте был построен новый в неоготическом стиле.

Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет светлейшей княгини Леониллы Ивановны Витгенштейн, 1843. Getty Center, Los Angeles
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет светлейшей княгини Леониллы Ивановны Витгенштейн, 1843. Getty Center, Los Angeles

Поначалу всё складывалось как нельзя лучше: красавица Леонилла, казалось, была счастлива в браке, летом супруги жили в имении Верки под Вильно, где княгиня, по примеру матери, занималась благотворительностью и основала школу для крестьянских детей. Однако с годами она отдалилась от мужа. Кто знает, сыграла ли роль почти двадцатилетняя разница в возрасте, или отсутствие глубинной общности и взаимопонимания, но союз не помогло скрепить даже рождение троих сыновей и дочери Антуанетты.

В 1851 году в Риме княгиня Витгенштейн приняла католицизм. Фрейлина императорского двора Александра Осиповна Смирнова-Россет, известная своим острым язычком и не стеснявшаяся злословить о великих мира сего, писала в мемуарах, что жизнь в замке Сайн напоминала сумасшедший дом: княгиня окружила себя епископами и клерикалами, ходила по дому в чёрном платье, с распущенными волосами, с крестом на спине и периодически впадала в притворную экзальтацию, на самом же деле под носом у мужа имела роман с гувернёром-французом. Князь не отставал от жены, поселив во флигеле любовницу-немку.

Иоганн Конрад Дорнер. Портрет Леони́ллы Ива́новны Витгенште́йн, 1840. Частное собрание
Иоганн Конрад Дорнер. Портрет Леони́ллы Ива́новны Витгенште́йн, 1840. Частное собрание
Католическая капелла, обустроенная княгиней Сайн-Витгенштейн-Сайн в замке Сайн
Католическая капелла, обустроенная княгиней Сайн-Витгенштейн-Сайн в замке Сайн

Тем не менее, Леонилла Ивановна оставалась хорошей матерью для своих четверых детей, а также для сына и дочери мужа от первого брака со Стефанией Радзивилл, скоропостижно скончавшейся от чахотки.

В 1856 году супруги присутствовали на торжествах по случаю коронации императора Александра II в Москве. В архивах княгини сохранились пригласительные билеты на балы и спектакли, афиши итальянской оперы в Большом театре и «Ревизора» в Малом, программки и даже фотография Александра II с его личным автографом. В 1861 году прусский король Фридрих Вильгельм IV даровал аристократической чете титул князей Сайн-Витгенштейн-Сайн, чем сильно польстил тщеславной Леонилле Ивановне.

Князь Лев Петрович Витгенштейн отошёл в мир иной в 1866 году в Каннах, куда был отправлен на лечение. За пару лет до кончины он совсем потерял рассудок, и его возили в коляске как дитя. «Так кончилась эта супружеская жизнь, начатая притворною любовью, перешедшая на короткое время в равнодушие, а потом в дружбу», – бесстрастно резюмировала А. О. Смирнова-Россет.

Иоганн-С.Отто. Княгиня Леонилла Витгенштейн с дочерью Антуанеттой, 1841
Иоганн-С.Отто. Княгиня Леонилла Витгенштейн с дочерью Антуанеттой, 1841

Овдовев, Леонилла Ивановна подолгу жила у дочери, вышедшей замуж за Марио Киджи-Альбано делла Ровере, князя Кампаньяно, в их старинной резиденции в Аричче.

Читайте также:🌿🍀

В Париже княгиня держала великосветский салон, где сходились представители избранного общества и русские католики. В 1888 году знатные гости дважды стали свидетелями выступления русского религиозного философа, поэта, публициста Владимира Соловьёва, который в то время работал над книгой «Россия и Вселенская церковь». Леонилла Ивановна состояла в переписке с членами императорской семьи Романовых, была дружна с королевой Пруссии Августой Марией Саксен-Веймар-Эйзенахской и с русским писателем Алексеем Толстым. Всегда была в гуще событий, до последних дней не утратила ясности ума и здравого рассудка. «Она по-прежнему очень хороша собой, а некогда была ослепительной красавицей, её головка, написанная Винтерхальтером, запечатлена на картине «Флоринда», – оставила свои впечатления о княгине Сайн-Витгенштейн-Сайн в 1860 году королева Виктория.

Пётр Фёдорович Соколов. Портрет Леониллы Ивановны Витгенштейн, 1844. Бумага, акварель. Музей Киджи, Аричча, Италия
Пётр Фёдорович Соколов. Портрет Леониллы Ивановны Витгенштейн, 1844. Бумага, акварель. Музей Киджи, Аричча, Италия

Последние три десятилетия жизни Леонилла Ивановна провела на своей вилле Уши в Швейцарии, на Женевском озере. Она скончалась на своей вилле в Лозанне в возрасте 101 года, поставив таким образом рекорд долгожительства среди особ голубых кровей русского происхождения.

Княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, которую знаменитый салонный портретист Франц Ксавер Винтерхальтер называл самой красивой из позировавших ему дам, похоронена в семейном склепе рода Витгенштейн в капелле Святой Елизаветы замка Сайн в Германии.

«Это был удивительный экземпляр человеческой расы. Кажется, ей было под девяносто лет, когда она в первый раз обратилась к зубному врачу. Бодрая, красивая, умная, она была духом моложе всех молодых, окружавших её старость. Когда ей минуло сто лет, она получила телеграммы от папы, от императора Николая II, от Вильгельма – вся Европа, враждующая, союзная, нейтральная, сошлась на её столе», – подвёл итог этой длинной и богатой событиями жизни режиссёр и литератор Сергей Волконский.

-13

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

Кристина Робертсон. Мария Фёдоровна Барятинская, урождённая Келлер, 1840-е. Художественный музей Алтайского края, Барнаул. Происходит из усадьбы Отрада
Кристина Робертсон. Мария Фёдоровна Барятинская, урождённая Келлер, 1840-е. Художественный музей Алтайского края, Барнаул. Происходит из усадьбы Отрада
Николай Константинович Брезе (?). Гостиная в усадьбе князей Барятинских Марьино, 1871. Бумага papier pellé, графитный карандаш, акварель. Государственный Исторический музей, Москва
Николай Константинович Брезе (?). Гостиная в усадьбе князей Барятинских Марьино, 1871. Бумага papier pellé, графитный карандаш, акварель. Государственный Исторический музей, Москва
Бал у княгини Марии Фёдоровны Барятинской в 1832 году на Дворцовой набережной. Рисунок Г. Гагарина, 1832. Изображены: посреди зала, в красном платье фрейлина Надежда Львовна Соллогуб, в голубом платье фрейлина Варвара Дубенская, налево – княгиня Мария Александровна Долгорукова (урождённая Апраксина). Посреди зала стоит князь Александр Иванович Барятинский (старший брат Леониллы), возле него поручик лейб-гвардии Преображенского полка князь Александр Фёдорович Прозоровский-Голицын; направо в лейб-казачьей форме Фёдор Орлов-Денисов
Бал у княгини Марии Фёдоровны Барятинской в 1832 году на Дворцовой набережной. Рисунок Г. Гагарина, 1832. Изображены: посреди зала, в красном платье фрейлина Надежда Львовна Соллогуб, в голубом платье фрейлина Варвара Дубенская, налево – княгиня Мария Александровна Долгорукова (урождённая Апраксина). Посреди зала стоит князь Александр Иванович Барятинский (старший брат Леониллы), возле него поручик лейб-гвардии Преображенского полка князь Александр Фёдорович Прозоровский-Голицын; направо в лейб-казачьей форме Фёдор Орлов-Денисов
Усадьба Марьино
Усадьба Марьино