Найти тему

Безумие на три часа: обзор на «Все страхи Бо» от А24

Оглавление

Отгремела премьера новинки «Все страхи Бо» от студии А24 («Все везде и сразу», «Солнцестояние», «Реинкарнация») и теперь фильм вовсю крутят в российских кинотеатрах. Как мы писали в нашем обзоре на премьеру (жмите на ссылку) жанры (комедия, ужасы и фантастика) на деле не являются основой проекта. «Все страхи Бо» – чистая психология. О том каким же получился фильм, где зритель смотрит на мир глазами человека с тревожным расстройством личности, читайте в нашей рецензии.

О сюжете без страха спойлеров

Зрителей знакомят с Бо (Хоакин Феникс), который боится всего. Больше всего он страшится принимать какие-либо решения. Даже выход из дома сопровождается навязчивыми мыслями о том, что кто-то ментально не особо здоровый выбежит на него с ножом. Но герою нужно навестить свою мать, которая проживает в другом городе. Задача простая, но только не для Бо, человека, у которого мир ограничивается его квартирой и дорогой «дом - кабинет психолога». Обычная поездка превращается в очень странное путешествие через миры и сознание.

Зрители увидят разного Бо: начиная с подростка, заканчивая альтернативной смелой версии
Зрители увидят разного Бо: начиная с подростка, заканчивая альтернативной смелой версии

Если предыдущий фильм студии А24 оскароносный «Все везде и сразу» поделен на три явные части (Все. Везде. Сразу), то здесь картина тоже поделена на части, но не явные. Первая часть представлена как вступление, вторая как черная комедия, третья полностью уходит в философию, а заканчивается все судьбоносной кульминацией. Этот фильм можно обсуждать долго, но мы этого делать не будем. Мы смотрели «Все страхи Бо» в течение трех часов не для того, чтобы вы столько же нашу рецензию и читали. Мы вкратце рассмотрим наиболее интересные аспекты этого кино.

Страх, он повсюду

Бо – одинокий, нездоровый человек с паранойей и фильм показывает то, как такие люди видят мир, видят обычные для других вещи. Он живет в состоянии постоянной тревоги. Ему кажется, что всё настроено против него, что кто-то следит за каждым его шагом. Даже случайный глоток жидкости для полоскания рта вызывают у него мысли о раке. Чуть что, то он сразу бежит гуглить и «нагугливает» себе еще больше страхов (этим многие страдают).

Когда вбил симптомы в поисковике
Когда вбил симптомы в поисковике

А если ему уж пришлось выйти на улицу, то назад он бежит сломя голову, чтобы не иметь ни с кем дело, особенно с бездомными (которых ну очень много в этом районе). Походы к психологу его успокаивают, но ненадолго. Поездка к матери, к которой он на подсознательном уровне не особо и хочет ехать все переворачивает с ног на голову. Возможно, он настолько не хотел ехать, что его мозг просто не справился с осознанием грядущего. Но Бо слишком боится разочаровать свою мать, что готов делать то, что ему не нравится.

Размытые границы между сном и явью

Зрителю не говорят, что из показанного существует на самом деле. Что правда, а что галлюцинация воспаленного мозга приходится додумывать самому. Наш вывод после просмотренного заключается в том, что герою всё привиделось из-за передозировки антидепрессантов в самом начале фильма. Все выглядит настолько нереальным начиная с неблагополучного района с кучей бездомных, заканчивая монструозным живым мужским половым органом. Происходит полное погружение в личность героя, где фантазия и реальность переплетаются в нечто единое, в нечто безумное. Это мир сошел с ума или герой и мы вместе с ним?

Даже обыденные вещи, как комната подростка в розовых тонах, начинают казаться подозрительными
Даже обыденные вещи, как комната подростка в розовых тонах, начинают казаться подозрительными

Полный контроль сломленной личности

«Все началось с моей мамы», вот что говорил плут из недавней экранизации «Подземелье и драконы: Честь воров» (рецензия здесь), чтобы разжалобив Совет, выйти по УДО. Очень многие проблемы взрослого человека идут как раз-таки из его детства. «Все страхи Бо» - не исключение. Все то, что происходит с Бо лежит виной на его подавляющей матери, которая этого не понимает. Она взяла над ним такой сильный контроль, что уже будучи взрослым физически, но не морально, Бо не может принять решения сам. Обычные препятствия становятся для него непреодолимыми. Что если он что-то сделает неправильно? Лучше вообще ничего тогда не делать.

О любви, благодарности и вине

Правильно ли требовать благодарности за отданную человеку любовь? Мона (мама Бо) воспитала сына одна (не спрашивайте нас, где его отец и кто он) и отдала ему всю свою любовь (по ее словам). Она сама создала бизнес-империю, чтобы ее сын ни в чем не нуждался (главное, чтобы про отца не спрашивал). При этом она требовала, чтобы ее сын делал/выбирал/решал только то, что хотела она. Мона перенесла на Бо не только ее несбывшиеся мечты, но и все свои страхи. Она же боится то, что сын не будет ей по гроб жизни благодарен за то, что она для него сделала и чем пожертвовала.

За это не благодарят! Это грустно. Очень грустно только.
За это не благодарят! Это грустно. Очень грустно только.

Гиперопека и вытекающие из нее токсичные отношения матери и сына – ключевой аспект фильма. Многих проблем не существовало бы произойди вовремя сепарация от родителей. Но Мона не захотела так просто отдавать этому жестокому миру, то что с таким трудом «выстрадала». А потом уже стало слишком поздно и в мир зашел лысеющий сыночка, который и шагу ступить сам не может. И в итоге случается то, чего Бо боялся всю свою жизнь – он разочаровывает свою мать.

Во второй акте Бо волею случая попадает в другую семью, которая «усыновляет» его взамен погибшего сына. Поначалу кажется, что Бо нашел то, что он искал всю жизнь на том самом подсознательном уровне. Но в поворотный момент и они называют его неблагодарным за то, что он хочет уйти. Бо полностью состоит из чувства вины, которую навязывают ему окружающие. Она настолько сильная, что у него появляется сильный страх того, что за ним в прямом смысле гонится расплата за все страдания, которые он принес (не принес). Именно это мы и увидели в безумном ветеране, который гнался за ним добрую часть картины.

Супружеская пара, которая потеряла сына, по-своему справляются с горем
Супружеская пара, которая потеряла сына, по-своему справляются с горем

Сожаления о не содеянном

Как мы писали выше, фильм поделен на части, где третья является философской. В ней Бо смотрит постановку, в которой видит, что что с ним было бы, если бы он был смелее и сам решал то, что делать в его собственной жизни. Ничего не напоминает? Это же один из ключевых аспектов фильма «Всё везде и сразу», где зрителям показывают разные жизни одной героини. Здесь же зрители видят одну альтернативную историю Бо, в которой у него есть семья. В реальности же Бо – пятидесятилетний девственник, ведь мама ему когда-то в детстве сказала, что в его семье по мужской линии все умирают от соития. Эта лживая «наследственность» была создана матерью, чтобы сынок и про отца не спрашивал и на девчонок не заглядывался.

Именно спектакль позволяет Бо прозреть истину и увидеть, что жизнь можно и нужно прожить по-другому
Именно спектакль позволяет Бо прозреть истину и увидеть, что жизнь можно и нужно прожить по-другому

Один из актов переносит нас в прошлое, когда Бо (совсем мальчишка) знакомится с Элейн, которая является его полной противоположностью. Она делает то, на что у Бо так за пятьдесят лет смелости не хватило. Она дает отпор своей матери и делает то, что она хочет. Выбирает то мороженое, которое хочет и есть столько сладкого, сколько душа пожелает. И это несмотря на возражения матери. Но Мона ясно дала понять, что такие люди хорошо не кончают (во всех смыслах этого слова). Мать настолько промывает ему мозги, что уже во взрослом возрасте, увидев фото Элейн, Бо не может сдержать приступ тошноты.

Бо очень жалеет о том, что никогда ничего не спрашивал о своем отце. Ему казалось, что задай он этот вопрос и случится что-то страшное и мать закроет его такого непослушного на чердаке. Это приводит к тому, что его фантазии и больные мысли настолько его переполняют, что тот самый всегда закрытый «чердак» открывается вместе с его содержимым.

Пытаясь дать своему сыну всё, Мона наоборот отняла у него нормальную жизнь
Пытаясь дать своему сыну всё, Мона наоборот отняла у него нормальную жизнь
«Бо – человек, чье развитие всеми силами старались задержать, – объясняет режиссер. – На многие вопросы, рождающиеся в его голове, он просто не находит ответов, многого не понимает. Его мучают приступы неврастении, он заперт внутри самого себя и в своём восприятии мира мало чем отличается от подростка».

Фильм оказалось интереснее обозревать, копаясь во всех его тонкостях, чем к сожалению, смотреть. А портит его невероятно затянутый хронометрах в три часа. В фильме, где есть такой жанр как «ужасы» самым страшным является его продолжительность. Бо боится всего, а мы боялись того, что этот фильм никогда не закончится. Историю о том, что из детей надо воспитывать самостоятельных личностей, который в один прекрасный день выпорхнут из семейного гнезда во взрослую жизнь, растянули до невиданных размеров. Как мы часто пишем в подобных случаях: его бы подсократить и все было бы хорошо. А так к нашему сожалению, в определённый момент (который наступает раньше, чем хотелось бы) фильм начинает сильно утомлять.

Такой проект словно не подходит для показа в кинотеатрах. Его стоит смотреть дома, останавливая и в процессе его обсуждая. Возможно стоило сделать две версии: театральную и режиссерскую. Но это только наши мысли и мы имеем то, что сейчас имеем.

«Все страхи Бо» - невероятно растянутое путешествие «маменькиного сыночка» к осознанию того, что жизнь, проведенная в бессмысленных страхах, не привело ни к чему хорошему. Это долгое и детальное исследование сознание травмированного человека, которое проходит от рождения, до судного дня.

Автор: Дарья Астафьева

Редактор: Антон «ExoNauter» Фомичев