1991 год для меня лично начался неплохо. Поступило сообщение, что подошла моя очередь на получение нового автомобиля ВАЗ-21063 "Жигули". Денежные средства приготовлены, но не известна точная стоимость автомобиля, на все товары цены растут.
Вечером 22 января 1991 года объявляется Указ, подписанный президентом СССР, о денежной реформе с 23-25.01. Многих людей этот Указ привел в шоковое состояние. Тем более, что накануне было заявление правительства, никакой денежной реформы не будет!
Очень коротко о реформе: изымаются банкноты 50 и 100 рублей образца 1961 года, обменять можно старые банкноты на новые не более 1000 рублей на человека, вводится ограничение на снятие наличных денег в Сбербанке- не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика.
Возможность обмена остальных банкнот образца 1961 года решала специальная комиссия до конца марта ( для получавших новые машины вопрос решился положительно).
Напряжение еще более возрастает, когда приходит сообщение о необходимости ежедневно отмечаться в очереди. "Счастливых "потенциальных покупателей из нашей организации было 5 или 6 человек (точно не помню). Удалось договориться, что будем ездить по 2 человека ежедневно и отмечать всех. Ездили целый месяц.
Цены на все продолжали расти, все товары, продукты были в дефиците. Например, проезд в метро вместо 5 копеек стал стоить 15 копеек.
Вот в такой тяжёлой обстановке в стране мне повезло приобрести новый автомобиль! Добавлю, что на приобретение этого автомобиля стоял в очереди 3 года!
Надо сказать, что именно в период обладания этим автомобилем, в стране происходят серьезные события! Одно из них, денежную реформу, пережили.
Продолжу свое повествование. Новая машина, как продукт крайне дефицитный в нашей стране, требовала дополнительных усилий для её сбережения. К летнему отпуску запасался различными материалами для антикоррозионной обработки автомобиля. Наступило лето, подошло время отпуска, уезжаю на дачу. На даче я один, семья в Москве.
Установил автомобиль вот в такое положение, обработал днище, колесные ниши, опустил снова на 4 колеса. Вынул все сиденья с каркасами, обработал антикором всю поверхность пола в салоне. Грязная, тяжелая работа, очень уставал, руки полностью не отмывались.
С участка не выходил, телевизор не работал, других средств связи в то время не было. Вечером, приехавшая из Москвы, соседка кричит через забор (из штакетника) : " Толя, что теперь будет? С нами, со страной?" " Ты о чем? Ничего не понимаю"-отвечаю ей, руки по локоть в мазуте. " В Москве восстание, стреляют, ужас!"-восклицает она.
"Утром еду в Москву., я военнослужащий, обязан прервать отпуск."-решаю я. Утром установил водительское сиденье, оделся в рабочую одежду и поехал. На дорогах пусто, при въезде в Москву практически машин нет. На стационарном посту ГАИ стоит еще и ВАИ (Военная автомобильная инспекция), все в касках, с автоматами. Кажется, был еще и БТР. Меня не остановили, но проводили взглядами человек 6-7.
Приехал домой, звоню на кафедру. " Приказа об отзыве из отпусков нет, недалеко от КПП стоит танк, мы все на кафедре, кроме отпускников. Сиди пока дома. Вечером позвоню, если что."- отвечает один из сослуживцев. Я так и сделал, звонка не было, утром уехал на дачу продолжать работу с автомобилем.
Так для меня завершились события августа 1991 года, которые назовут августовским путчем.
Москва в дни августовских событий 1991 года.
На автомобиле ВАЗ-21063 я продолжал ездить до осени 2004 года, т.е. более 13 лет. За этот период многое изменилось и в автомобилестроении тоже. Машин стало много, купить автомобиль легко, пришел в автосалон или на открытую торговую площадку ( такие тоже появились) и купил. Не помню, по какой причине я сменил машину, может быть, просто захотелось чего то новенького.
Красивая решётка радиатора понравилась сразу. Вообще, ВАЗ-2107 выглядела более современно. Цвет "Петергоф"( серо-голубой). Проездил на ней 2 года,
Последний год начал задумываться об автомобиле с передним приводом. Это будет сюжетом следующего рассказа. А ВАЗ-2107 я продал "начинающему" автолюбителю из моей родни.