У моего отца — ему чуть за шестьдесят — вдруг начали трястись руки, голова. Заговариваться начал. Живет один. Вроде не древний старик, но стал беспомощным. Врачи говорят, что это болезнь Паркинсона. И кажется, это безнадежно. Что же делать? Тамара Шубина. Белорецк.
Отвечает руководитель Республиканского центра болезни Паркинсона (Уфа) Азамат Байтимеров
— Да, недуг неожиданно помолодел. В наши дни у пяти процентов людей эта болезнь диагностируется в возрасте 40 лет или моложе, у 10 процентов — в 50 лет, и сейчас специалисты наблюдают случаи болезни Паркинсона и в 30 — 35 лет, и даже в подростковом возрасте.
Всего в стране свыше 200 тысяч больных и до 30 тысяч новых случаев в год. В Башкортостане, по официальным данным, болезнью Паркинсона болеют около трех тысяч человек. Реальные данные могут быть в два-три раза больше. Таким образом, мы считаем, что в Башкортостане проживает 7 — 8 тысяч человек с этим диагнозом.
Распространено мнение, что чаще болезнью Паркинсона болеют жители села, чем горожане. Это связано с разными факторами. В частности, проводились исследования по влиянию колодезной воды на развитие этого заболевания. Выявлено, что она может быть фактором риска для развития болезни из-за высокого содержания железа.
Для сельчан еще один серьезный фактор риска — контакт с пестицидами и гербицидами.
Кроме того, причинами болезни Паркинсона могут быть генетические особенности, травмы головы и, согласно последним исследованиям, перенесенная инфекция COVID-19, — заметил Азамат Байтимеров.
— Нарушения двигательной активности при болезни Паркинсона связаны с гибелью нейронов, продуцирующих дофамин (главный гормон, отвечающий за движение), — присоединился к коллеге Сергей Иллариошкин, директор Института мозга, академик РАН, президент Национального общества по изучению болезни Паркинсона и расстройств движений. — За 10 — 20 лет до развития моторных симптомов болезнь проявляет себя нарушениями сна, проблемами желудочно-кишечного тракта, снижением обоняния, повышенной тревожностью. Эти проявления по мере развития болезни нарастают и негативно отражаются на качестве жизни.
Чем раньше начинается лечение, которое воздействует на обмен дофамина и связанных с ним нейромедиаторов, тем эффективнее удается уменьшать симптомы. Терапия в таблетках прекрасно работает в течение нескольких лет. Однако болезнь неуклонно прогрессирует. К моменту проявления двигательных симптомов, то есть периода, когда впервые ставится диагноз, примерно 60 — 80 процентов клеток мозга, вырабатывающих дофамин, уже утрачено.
Через несколько лет постепенно появляются и нарастают осложнения: препараты начинают хуже всасываться в кишечнике, в результате количество таблеток увеличивается, появляются насильственные избыточные движения (дискинезии).
Поздние стадии болезни характеризуются ограниченной подвижностью, тяжелыми двигательными нарушениями, риском падений, а также когнитивными и психическими расстройствами. Пациент нуждается в помощи при выполнении повседневных действий.
Азамат Байтимеров отметил: помимо лекарственной терапии для пациентов с болезнью Паркинсона большое значение имеет социальная и двигательная реабилитация.
Необходимы лечебная физкультура, массаж, скандинавская ходьба и любые методики, связанные с увеличением двигательной активности пациента. Кроме того, немаловажна поддержка близких, сохранение социальной активности.
Ну и для сохранения оптимизма тех, кому пришлось столкнуться с этим сложным и «неуловимым» заболеванием, анекдот, который знаком всем паркинсологам: «Если выбирать между Паркинсоном и Альцгеймером, я бы выбрал Паркинсона. Лучше пролить немного виски на брюки, чем забыть, куда поставил целую бутылку».
Автор: Надежда РОМАНОВА