Найти в Дзене
Кино без мужа

"ПОДРУЖКА МОЯ" — ИСКРЕННИЙ, СИЛЬНЫЙ, НО МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ФИЛЬМ 1985 ГОДА

яццццц
яццццц

На днях я посмотрела фильм Александра Калягина 1985 года "Подружка моя" с Ириной Горлиной и Ириной Розановой в главных ролях. Смотрела, что называется, на одном дыхании — сюжет динамичный, игра актеров на высоте. Подкупает атмосфера искренности и оптимизма.

В картине очень реалистично показана молодежь 80-х, мои родители были такими же: веселыми, без страха глядящими в будущее, но при этом гораздо более зрелыми и ответственными, чем было впоследствии мое поколение даже на пороге 30-летия. Наверное, потому что поколения, молодость которых пришлась на 90-е, были такими, страна и удержалась на самом краю той бездны.

Почему этот фильм не стал популярным? Наверное, потому что его основной посыл — есть нечто важнее материальных благ — звучал как архаизм. Хотя в интернете написано, что за первую неделю проката эту картину посмотрел миллион зрителей. Посмотреть-то посмотрели, но пересматривать не стали, я никогда не слышала о нем и не видела, чтобы его крутили по ТВ.

Впрочем, понятное дело, что в последовавшие 90-е никакие каналы не горели желанием тратить эфир на такое кино. В моде были иные ценности. Показывать кино про девушку, которая из-за непонятных загонов отказалась от московской прописки и подвела "хорошего" человека Костю да еще и подружку Люсю сбила с "пути истинного" (девчонка не терялась, пыталась пристроиться в Москве, а в итоге осталась, судя по концовке, в передвижной механизированной колонне мелиораторов, где трудится мастером Топтыгина) было никому не нужно. Страну активно разваливали и не только в экономическом плане — в идеологическом тоже.

Да и казалось бы, что такого криминального в фиктивном браке? Так просто московская прописка никому не давалась, либо надо было тяжело и упорно трудиться, либо активно ловить удачу за хвост, как делала Людмила из "Москва слезам не верит". А тут эта птица сама села на руки Тане Топтыгиной.

Ну и попутно поднимается еще один вопрос: зачем такая правильная Татьяна все же согласилась поначалу на брак с Костиком? Люди на нее понадеялись, можно понять: отдельная квартира в Москве — предел мечтания многих советских людей. Разве государство было честным со своими гражданами, без устали трудившимися на ее благо? Ужасы революции и войны были уже давно в прошлом, люди хотели жить и радоваться жизни в комфортных условиях, а не ютиться в двушках-однушках с родителями (это Косте еще повезло, что у него была одна мама). Они ведь на обман пошли от безысходности, по сути. Еще и невеста от Кости сбежала!

А ведь в этом и состояло искушение Тани — изначально она хотела помочь. Московская прописка ей не виделась таким уж важным достоянием. Уступив уговорам подружки Люси, рисовавшей радужную картину их жизни в Москве, поддавшись чувствам и юношескому авантюризму, не имея никакого жизненного опыта, она поначалу подумала, что все не так уж и страшно. И Костя ей понравился при первой встрече, она приняла его за "своего", попавшего в такую вот неприятную жизненную коллизию.

-2

Но розовые очки с Тани слетели быстро. Во-первых, она поняла, что и подружка, и "жених" ее обманули. Обманули в ее лучших чувствах — банальную алчность представили в красивом свете, вызвав искреннее сочувствие Тани. Не дали времени разобраться в ситуации, а как только рыбка заглотила наживку (и перекрасилась в рыжий цвет), сняли маски. Топтыгина поняла, что "жених" и его мама — крайне непорядочные люди, которые врут, как дышат. И считают, что имеют на это полное право.

А самое главное — и ее заставляют это делать. Таня была готова помочь, но когда до нее дошло, каким способом должна быть оказана помощь, у нее все внутри поднялось против. Топтыгина — цельная личность, ложь ей противна. Тем более, такая — ведь Костик с мамой лгали с целью захапать еще больше, виртуозно прибедняясь и манипулируя.

Думаю, если бы в семье "жениха" была реальная нужда и семеро по лавкам в однушке, Таня бы все-таки оформила этот фиктивный брак — здравого смысла она не лишена. Именно развязная, "хозяйская" наглость Кости и разозлила Таню. Именно поэтому она рыдала после "свадьбы" в ванной — ее идеалами просто попользовалась ушлая московская семейка с легкой руки ее лучшей подружки, которой она верила, как себе.

Уехав, наконец, в свою колонну, Таня легко пересилила манипуляции Костика и Люси, решив, что участвовать в этой махинации не будет. Она не хотела, чтобы ее что-то связывало с этим "королем жизни" Костей, который живет с уверенностью, что все лучшее предназначено ему.

И хотя драматизм концовки несколько преувеличен, суть фильма легко считывается и наводит на грустные мысли. Если бы все люди подобно Тане имели бы четкие нравственные ориентиры, возможно, 90-е не были бы такими лихими. А может, если бы "Подружку мою" крутили бы почаще, у молодежи тех лет был бы хороший повод задуматься, а все ли, что нам впаривали под видом прогрессивности и современности, было для нас полезно.