Эмоциональное профессиональное выгорание — не просто усталость от работы и очередное модное словосочетание. Это опасное для здоровья состояние, отражающееся на всех сферах жизни человека. Недооценивать масштабность и глубину проблемы — большая ошибка. Эмоциональное выгорание представляет угрозу не только конкретному сотруднику, который с ним столкнулся, но и зачастую всей компании. Профессиональное выгорание среди сотрудников влияет на успех предприятия, вплоть до полного разорения. И первое, что нужно предпринять — научиться замечать этот состояние, отличать его от простой усталости.
Как выглядит профессиональное выгорание?
- Внезапно начинают возникать ошибки в работе, сложности с концентрацией, халатность.
- Постоянное чувство раздражения, сотрудник может «срываться» на клиентах или коллегах, появляются вспышки агрессии.
- Повышенная эмоциональность, плаксивость, ранимость.
- Постоянная усталость: выходные и отпуска не помогают, человек без сил уже в начале рабочего дня.
- Пренебрежение заботой о себе: гигиеной, сном, питанием.
- Страдают социальные связи: семейные и дружеские отношения.
- Портится здоровье: иммунитет снижен, человек часто болеет.
- Начинается формирование вредных привычек: алкоголь, курение и т.д.
- Циничное, хладнокровное отношение к людям/клиентам и их проблемам, безучастность и безразличность.
Важно замечать именно изменения в состоянии и поведении человека. Все вышеперечисленные пункты можно расценить как симптомы профессионального выгорания, если ранее этому конкретному человеку такие проявления были не свойственны. Это значит, что если сотрудник с самого начала был безразличный, хамил окружающим, имел конфликты на работе в личной жизни — это вполне могут быть симптомы совсем других психологических трудностей. А вот если данные изменения приобретены со временем, появились в динамике, то, скорее всего, это именно выгорание.
Согласно исследованию Института Гэллапа, сотрудники, испытывающие профессиональное выгорание, чаще обращаются за медицинской помощью. 63% из них с большей вероятностью берут больничный. Они в два раза реже обсуждают с руководителем достижение поставленных целей, на 13% меньше уверены в своей работе и в 2,6 раза чаще расстаются с текущей компанией.
Снижение работоспособности — один из трех ключевых признаков выгорания, указанных в МКБ-11.
Давайте проследим, как и с чего начинается путь к профессиональному выгоранию и как оно формируется поэтапно.
Стадии эмоционального выгорания
Энтузиазм, зависимость от работы. Человек одержим стремлением показать свою ценность как работника, доказать свою компетентность и заслужить признание. Он охотно берет сверхурочные часы работы, трудится по выходным, отказывается от отпусков, берет на себя все больше обязанностей. Постепенно работа становится центром его жизни, вытесняя все остальные сферы — семейные и дружеские связи, увлечения и заботу о здоровье. Мысли о работе преследуют далеко за ее пределами, занимая почти все пространство сознания. Поглощенность работой, уход в нее с головой на этом этапе сочетаются с отсутствием критики к своему поведению. Такой энтузиазм расценивается не как проблема, а как трудолюбие и целеустремленность. Ведь именно этого ждут от сотрудников работодатели.
Усталость, пренебрежение своими потребностями. На этом этапе проявляется накопленный стресс, возникает тревожность. Ухудшается сон, меняется аппетит, нарушается режим питания, усиливается тенденция к изоляции от социума вне работы. Сам человек все еще отрицает проблему, но близкие уже выражают беспокойство. Все чаще можно услышать комментарии из серии: «тебе бы в отпуск», «ты когда последний раз отдыхал?», «выглядишь усталым».
Истощение, хронический стресс. Здесь уже тело дает сбой. Человек может уйти в болезнь. Или, чтобы поддерживать функционирование и продолжать выполнять рабочие обязанности, он пробует прибегать к разного рода допингу — стимуляторам, алкоголю, наркотикам, медикаментам, энергетикам и т.д. И чем упорнее такой сотрудник старается не замечать слона в комнате в виде нервного и физического истощения, тем большее сопротивление оказывает тело. На том этапе могут стартовать уже соматические заболевания, вызванные стрессов и выгоранием.
Выгорание. Появляется апатия, ненависть к работе, разрушение здоровья и часто семьи и т.д. Дойдя до финальной стадии, человек, как правило, сбавляет обороты — но уже поздно. Отпуска — даже продолжительные — не помогают. Никакое количество отдыха уже не способно снять усталость. Человеку ничего не хочется, он плывет по течению. Рабочие обязанности выполняются формально и по принципу «чтобы не уволили», каждое утро тратится море сил только на то, чтобы собраться духом и приехать на ненавистную работу (или дойти до компьютера). Цинизм, равнодушие к себе и к людям, грубость и депрессия — вот расплата за долгое невнимание к своим потребностям.
Почему же на одном и том же предприятии на одинаковых должностях одни люди выгорают, а другие нет? Как получается, что при смене работы человек «вылечивается» от выгорания? От чего зависит то, какой именно сотрудник и в какой компании выгорает?
Внешние и внутренние причины эмоционального выгорания
Внутренние факторы:
• Гиперответственность. Перфекционизм и долженствование как черты характера делают из человека великолепного исполнителя и незаменимого сотрудника. Но только первое время. Ведь именно такие трудяги и отличники чаще и быстрее всего «сгорают».
• Сверхценность работы. Если для конкретного человека работа в прямом смысле вопрос жизни и смерти, то и напряжение на ней будет соответствующее. Отец семейства с несколькими иждивенцами и ипотекой явно будет относится к своей работе не просто как к профессиональной деятельности, а как к жизненно важному фактору.
• Синдром спасателя. Категория людей, практически не способная пройти мимо страждущих и не знающая слова «нет». Они то и дело вызываются добровольцами, берут на себя обязанности нерадивых коллег (потому что «кто, если не я?»), вникают в проблемы каждого клиента и, как следствие — быстро истощают свой ресурс.
Внешние факторы:
- Ненормированный рабочий график и тяжелые условия труда.
- Низкая оплата труда, не соответствующая ценности вложенных сотрудником сил и времени.
- Жесткие ограничения по времени исполнения работы, строгие санкции в виде штрафов.
- Нелюбимая работа — изнурительные и неприятные для сотрудника обязанности, недостаточно комфортные условия труда.
- Рабочие конфликты, нездоровая атмосфера, давление или изоляция в коллективе.
- Многозадачность и множество источников шума на рабочем месте, хаотичный рабочий процесс.
Чем выгорание опасно для бизнеса?
Больничные. Это самый очевидный фактор. В некоторых странах, например, диагноз «депрессия» входит в тройку лидеров по количеству выданных больничных листов, и это как нельзя лучше отражает реалии современного мира. Человек становится нетрудоспособный не только по причинам ОРВИ или переломов. Психологическое здоровье способно сказываться на производительности труда куда сильнее. Во-первых, хронический стресс доказано снижает иммунитет, что приводит к росту числа общих заболеваний. Во-вторых, «выгорающий» человек перестает в должной мере заботиться о своем здоровье — пренебрегает сном, питанием, спортом и т.д. А это приводит к целому букету потенциальных заболеваний. Зная эту взаимосвязь, мудрые работодатели «выгоняют» сотрудников из офисов в нерабочее время и в отпуска по графику. Ведь именно работодателю потом придется платить рублем за испортившееся ввиду переработок здоровье сотрудника.
Увольнения. До финальной стадии выгорания доходят далеко не все сотрудники. Случается так, что родственники и близкие начинают бить тревогу, видя состояние человека, и способствуют решению о смене работы. Если сотрудник все же остается в компании и «добивает» себя до заключительной стадии выгорания, то уже сам работодатель не в восторге — ведь в таком состоянии качество работы оставляет желать лучшего. И таких работников часто приходиться увольнять уже за ненадлежащее исполнение обязанностей.
Ошибки и некачественная работа. Глаз «замыливается» от хронической усталости, сотрудник становится все менее внимательным, допускает ошибки и выполняет свою работу некачественно. Разумеется, все расходы на это ложатся на работодателя. К слову, одними из симптомов депрессии являются сложности с концентрацией внимание и трудости в принятии решений. Если ранее ответственный сотрудник начинает «сдавать», не спешите обвинять его в лени — возможно, его стоит продиагностировать на профессиональное выгорание.
Тут работает известный всем работодателям закон: если сотрудник действительно ценный и в него уже много вложено, то выгоднее вложиться в его восстановление, чем нанимать на его место и обучать с нуля кого-то другого.
Жалобы от клиентов. Всем знакома картина, ставшая уже анекдотичной: угрюмого вида женщина ворчит на стоящих у окна клиентов, приговаривая «вас много, а я одна!» и с агрессией захлопывает перед их носов жалюзи с табличной «Обед». Это — воплощение давно выгоревшего сотрудника, и от такого точно не стоит ждать любезности и терпеливости в контакте с клиентами. Если у вас бизнес в сфере услуг или продаж, то будьте уверены: ваша прибыль напрямую зависит от настроя продающего сотрудника. Чем он довольнее и спокойнее — тем больше вы зарабатываете. А вот выгоревшие кадры просто опасны для вашего бизнеса, ведь клиенты видят их, чувствуют негатив и именно исходя из этого принимают решения.
Профессиональное выгорание сотрудников обходится очень дорого, порой слишком дорого.
Как бороться с выгоранием сотрудников и предотвращать его?
- Режим труда и отдыха. Отдых должен быть включен в расписание. Выходные и личное время — неприкосновенны. Только так психика сможет максимально выложиться в рабочие часы.
- Признание заслуг. Не скупитесь на похвалу сотрудников, поощрение и признание их заслуг. Чем выше осмысленность деятельности, тем меньше шансов «сгореть» на работе.
- Переключение между видами деятельности. Если каждый из сотрудников занят чем-то своим — рутинным и монотонным — периодически меняйте их местами во избежание скуки и застоя.
- Социальная жизнь вне работы. Устраивайте корпоративы, тимбилдинги, совместные вылазки на природу или другие мероприятия.
- Достойная оплата труда. Самый быстрый путь к выгоранию — заниженная оплата труда. Денежное поощрение в достойном объеме просто чудесным образом повышает мотивацию и качество работы.
- Отказ от перфекционизма и терпимость к ошибкам. Если вы как начальник слишком бурно реагируете на ошибки, не терпите никаких помарок и требуете бесприкословного подчинения, соблюдения регламентов «под страхом смертной казни» — вы добьетесь только того, что повысите тревожность и напряженность в коллективе. А ошибок, скорее всего, станет еще больше.
- Внимание не только к результату трудовой деятельности, но и к процессу. Важен не только результат, но и путь его достижение. Условия труда должны быть комфортными, процессы — оптимизированными, задачи — понятными.
- Осмысленность деятельности — справедливые условия и требования. Каждый сотрудник, в идеале, должен четко осознавать, что именно он делает и зачем — какая польза в его работе? Если периодически напоминать людям о том, что их работа важна и нужна — это неплохая профилактика выгорания.
- Психолог на предприятии или включение консультаций с психологом в ДМС. Самый эффективный способ позаботиться о сотрудниках — обеспечить им доступ к специалистам, которые помогут восстановить и/или поддержать их психологическое здоровье. Вкладываясь в эту сферу, вы инвестируете в самый ценный ресурс любого бизнеса — людей. Без них не будет бизнеса. И самое благодарное и гарантировано окупаемое дело, которое принесет вам прибыль — беречь свои сотрудников и их ментальное здоровье.
Анастасия Корнеева, психолог онлайн-платформы Грань.рф