По поселковой улице шли три девушки и весело болтали. Две из них -Лиза и Соня были близкими подружками, учились вместе с первого класса, а Наташа была просто одноклассницей и жила в посёлке с родителями только третий год. Возвращались они с консультации по русскому языку и обсуждали теперь задания, которые разбирала с ними Вера Дмитриевна. Скоро предстояло ЕГЭ; девчонки очень волновались, поэтому и обговаривали предстоящее тестирование.
- О, смотрите! - воскликнула Соня, невысокая светловолосая девушка - к Марининым кто - то приехал.
Девушки остановились и посмотрели в сторону двора Марининых. Действительно, возле ворот стояла иномарка, что было очень странно. Виктор и Сима Маринины были запойными алкоголиками. Дом у них был в запущенном состоянии, того и гляди - крыша провалится. Во дворе, кроме полыни и лебеды, ничего не росло. А из всего хозяйства только пара куриц и бегала. В основном Маринины жили на пособие по инвалидности на их младшего сына Колю. Конечно, у Виктора были просветы, когда он прекращал пить. Тогда он начинал искать работу и чаще всего нанимался грузчиком или разнорабочим. В эти дни и Симе он пить запрещал, и ей приходилось как - то крутиться в доме: немного убиралась, еду готовила, за Колей ухаживала. Коле было 17 лет, он болел ДЦП, но лежачим не был: плохо - хорошо, он всё же передвигаться мог. Говорил Коля тоже невнятно и понимали его только родные. Соседям жалко было парнишку; во время длительных запоев родителей кто - нибудь да подкармливал парня, но связываться с этой семьёй было опасно. Старший их сын Павел сидел в тюрьме и Виктор во время очередной ссоры с соседями их запугивал:
- Погодите, вот Пашка скоро вернётся, я ему расскажу, как нас соседушки - то «уважали». Уж тогда я вам не позавидую.
Все соседи помнили Пашку - красивого, высокого, но грубого, дерзкого и циничного парня. Никогда он не ходил по вечерам по посёлку один, а только с толпой таких же хамоватых, как сам, парней. Они задевали девчонок, приставали к ребятам. Зачем – то Пашка всегда носил с собой нож, который, к счастью, никогда не применял; только грозил им. И частенько вечера заканчивались разбитыми носами и синяками. Связываться с ним было опасно и молодёжь старалась обходить агрессивную компанию стороной. На Пашку жаловались участковому; тот вызывал его на беседу, но на этом всё и заканчивалось; зато те, кто писал на Пашку заявление, потом горько жалели об этом. Ночью им либо стёкла побьют, либо цветы вытопчут, а то и кур потравят. А вот пойди докажи, что это Пашка так отомстил - не было доказательств. Так продолжалось, пока Пашка с дружками не залез в магазин. Тогда его и осудили. Весь посёлок вздохнул свободно. И вдруг все увидели , что возле покосившейся ограды Марининых стоит чёрная дорогая иномарка. Проходившие мимо люди останавливались, переговаривались между собой и гадали: кто мог приехать на такой машине?
- Может, начальство какое приехало?
- Давно пора с этими алкоголиками разобраться!
- А может, из опеки? Колю забрать хотят?
- Вот бы хорошо было. Мучается мальчишка с такими родителями. В доме инвалидности и то лучше ему будет.
Лиза, Соня и Наташа стояли среди других поселковых. Слушали их пересуды и переглядывались между собой. Всем хотелось дождаться, когда из дома Марининых выйдут приезжие и они, наконец, узнают причину посещения этих алкоголиков. Дождались.
На пороге дома показались два огромных амбала в белых рубашках, следом вышел Пашка. Он по очереди пожал руки амбалам, обнял их и амбалы сели в иномарку. А Пашка громко рассмеялся, глядя на опешивших жителей:
- Привет, миряне! Спасибо, что так дружно встречаете! Приятно сознавать, что соскучились по мне.
И вдруг взгляд его упал на Лизу. Улыбка сползла с его губ и он, сощурив глаза, пристально стал на неё смотреть.
- Соня, пойдём отсюда - шепнула подружке Лиза. И они быстрым шагом зашагали прочь. Наташа еле поспевала за ними:
- Да куда вы так несётесь? Что случилось?
Она только недавно жила в посёлке и конечно, не могла ничего знать о Пашке. Когда его посадили, Лизе было 14 лет, но она помнит, как Пашка, завидев её, хватал за руку и всё время повторял:
- Когда вырастешь, я женюсь на тебе.
А Лиза его боялась. Однажды она шла из кино с одноклассником Герой и их увидел Пашка. Он подошёл к Гере, больно вывернул ему руку, от чего парнишка застонал, и пригрозил:
- Ещё раз с ней увижу, будет больнее. Понял?
Гера понял и сразу же пошёл от Лизы в сторону, а она бегом бросилась домой. С тех пор она запомнила этот прищур Пашки, который ничего хорошего не сулил. Странно, но все говорили, что Пашке ещё сидеть и сидеть. Не мог же он убежать? Неужели, по УДО выпустили?
Соня, как близкая подруга, знала про отношение Пашки к Лизе, а вот Наташе пришлось немного объяснить:
- Ты опасайся этого парня. Он в тюрьме сидел и вообще, очень плохой человек.
- Да вы что? А на вид такой лапочка.
- Лучше не заигрывай с этим лапочкой, пожалеешь.
Дом Наташи стоял ближе всех, и попрощавшись с ней Лиза и Соня пошли дальше.
- Соня, я боюсь. Как теперь мимо их дома ходить? Пашка снова начнёт ко мне приставать. Ты видела, как он на меня смотрел?
- Видела. Давай, я за тобой заходить буду и в школу обходными путями пойдём?
- Хорошо, ты звони мне, когда подходить будешь, чтобы я быстро выбегала.
- Ладно, договорились. Ну, пока - Соня махнула подруге рукой, а Лиза бегом побежала к своему дому. Открыв калитку, она пошла по выложенной плиткой дорожке, вдоль которой цвели тюльпаны, ирисы и пионы. Вбежав в дом, прислонилась к стене. Сердце билось гулко и часто.
Неделю она не выходила из дома, готовилась к тестированию, поэтому и не видела Пашку. Но потом мама отправила её в магазин. Возле магазина стоял он. Лиза, стараясь не смотреть в его сторону, стала взбегать по ступенькам, но Пашка настиг её и больно схватил за руку:
- Ты чего от меня прячешься? Разве я тебе что-нибудь плохое когда сделал?
Лиза попыталась выдернуть руку, но Пашка держал крепко.
- Подожди, послушай, что сказать хочу: ты мне очень нравишься, Лиза. Давай вечером встретимся, в кафе сходим?
У Лизы застучало сердечко. Глядя себе под ноги, она ответила:
- Я не могу. У нас ЕГЭ скоро, готовиться нужно.
- Да мы недолго. Мороженое поедим и я тебя провожу.
- Пусти - вырвала руку Лиза - сказала же: не могу. - И она взялась за ручку двери магазина. Когда купила всё, что велела мама, прежде чем выйти, сначала посмотрела сквозь стеклянную дверь - Пашки видно не было и Лиза спокойно вышла на улицу; но за углом магазина Пашка всё - таки её ждал.
- Я провожу тебя - он смотрел на Лизу привычно прищурившись.
- Я сама дорогу знаю.
- Ничего, всё равно провожу – и он пошёл рядом.
Лизе неприятно было идти рядом с Пашкой. Она то прибавляла шаг, то замедляла, но Пашка не отставал; а встречные удивлённо оглядывали эту пару, прекрасно зная, что из себя представляет Пашка. И у каждого, наверное, в голове рождался вопрос:
«И что эта хорошая девочка рядом с этим негодяем делает?» Молча дошли до дома, а когда Лиза взялась за калитку, Пашка снова схватил её за руку:
- Ну, в кафе не хочешь, может, в кино? Или так погуляем?
Лиза вырвала руку и, ничего не ответив, побежала в дом.
- Всё равно моей будешь - зло про себя буркнул Пашка.
На следующий день в дверь их дома постучали. Лиза была дома одна. Открыла дверь и на пороге увидела соседского мальчишку Генку. Он протянул ей огромного белого медведя:
- Лизка, это тебе Пашка Маринин передал.
Лиза замотала головой:
- Я не возьму. Отнеси его назад Пашке.
- Лизка, возьми. Пашка сказал: если не передам, то голову мне открутит. А он такой, ты же знаешь.
- Генка, ну не хочу я никаких от него подарков. Ладно, посади его возле ограды. Пусть там сидит.
- Нет, он сказал - в руки отдать. Ну, возьми - захныкал мальчишка.
Лиза стояла, раздумывая, а потом сказала:
- Ладно, давай - и взяв медведя, понесла его в сарай, где в мешках хранился всякий хлам.
В конце июня сдавали последний экзамен. Лиза вышла из кабинета радостная: она знала, что ответила на все вопросы правильно. В коридоре подождала Соню, которая вышла почти последней и очень грустная:
- Представляешь, на два вопроса неправильно ответила.
- Почему так решила?
- Да потому что вообще ответа не знала; так, с потолка взяла.
- Да не расстраивайся. Может, ещё хороший балл получишь. Пошли лучше в кафе, мороженного купим?
- Пошли.
Но только они вышли из дверей школы, как увидели стоящих неподалёку парней и среди них Пашку с огромным букетом белых роз. Улыбаясь, он подошёл к Лизе и протянул ей цветы:
- Поздравляю! Рад, что все экзамены у тебя позади.
Но Лиза спрятала руки за спину:
- Не нужны мне твои цветы. Подари их лучше учительнице.
- Обойдётся. Я тебе их принёс.
- А мне от тебя ничего не надо.
- Бери - угрожающе протянул Пашка.
Но Лиза так и держала руки за спиной.
- Не возьмёшь?
- Нет.
Пашка бросил цветы на асфальт и стал топтать их ногами, а потом пошёл к стоящим в сторонке ухмыляющимся друзьям, обернувшись напоследок:
- Никуда не денешься. Моей будешь.
- Пошли домой - на глазах Лизы засверкали слезинки - не хочу я уже никуда идти.
- Да, пошли - растерянно ответила Соня - Лиза, а ведь он от тебя не отстанет.
Лиза ничего не ответила. Она и сама понимала, что отвязаться от Пашки будет сложно, может, даже невозможно.
Надежда возвращалась с работы с полными сумками. По дороге забежала в магазин и накупила продуктов. Вдруг кто - то схватился за сумку. Она дёрнула её и тут же услыхала:
- Давай, тёща, помогу.
Ручки сумки держал ухмыляющийся Пашка.
- Какая я тебе тёща? -возмутилась Надежда.
- Ну не сейчас, так позже тёщей будешь. Я на твоей Лизе жениться собираюсь.
- Ты собираешься? А она - то хочет твоей женой стать?
- Захочет, никуда не денется.
- Да ты её на 10 лет старше, для неё чуть ли не дед.
- Не важно. Разница в возрасте не главное в жизни - глаза Пашки зло сощурились.
- А что главное?
- Бабки
- Какие бабки?
- Ну, деньги, дом большой, драгоценности.
- Ой -ой, а у тебя, оказывается, и драгоценности, и дом есть? Только пока мне известно, что живёшь ты в развалюхе с родителями и не работаешь нигде.
- Много ты, тёщенька, знаешь! Скоро всё у меня будет, и Лизка твоя женой моей будет.
Так, препираясь, они дошли до Надиного дома, и она открыла калитку.
- Привет Лизе передай от меня - крикнул вдогонку Пашка.
В прихожей стояла бледная Лиза.
- Мама, чего он от тебя хотел?
- Говорил, что жениться на тебе собирается.
- Мам, я уже боюсь по посёлку ходить - везде он мне встречается. Может, к участковому с тобой сходим?
- Лиза, не говори глупости. Мы что участковому скажем: Пашка в Лизу влюбился и подарки ей делает? Он тебе угрожает? Нет. Так за любовь он его привлекать не будет. Не обращай на него внимания и он отстанет.
Но Пашка не отставал. На следующее утро на порожке дома Лиза увидела красную бархатную коробочку. В ней лежал золотой браслет. Она сразу поняла от кого подарок; только не знала теперь, как с ним поступить? Идти к Пашке и относить браслет она не собиралась, оставить пока у себя -решит, что подарок ей понравился. Надежда ещё только собиралась на работу и Лиза подбежала к ней в слезах:
- Мам, смотри, что Пашка подкинул. Что делать? Может ты, по дороге ему отнесёшь?
- Вот подлец! -возмутилась Надежда - подкупить девчонку решил. Конечно, отнесу и она взяла коробочку.
Пашки дома не оказалось. На стук вышел пьяный Виктор:
- Чё надо - смотрел он на Надю красными мутными глазами.
- Вот, Витька, сыну своему передай. Нам такие подарки не нужны. И пусть мою дочь оставит в покое - она протянула ему коробочку.
Витька взял, покрутил её и, что - то бормоча себе под нос, вошёл в дом.
- Ну и семейка - произнесла Надежда и поспешила на работу.
Вечером возле их дома остановилась чёрная иномарка, за рулём которой сидел Пашка. Он нажал на клаксон и по всему посёлку разнёсся громкий звук. Пашка не прекращал сигналить до тех пор, пока в окно не выглянула Лиза.
- Лиз, поедем кататься -улыбаясь одними губами, предложил Пашка. Глаза же при этом были с каким -то недобрым прищуром - давай, выходи.
- Я же сказала тебе, Пашка, чтобы ты отстал от меня. Не собираюсь я с тобой никуда ехать. Уезжай.
Но Пашка снова нажал на клаксон и прокричал:
- Сигналить буду, пока не согласишься.
Лиза закрыла окошко, но сигнал проникал сквозь закрытые окна. Из соседних домов выходили и ругались соседи. Так продолжалось около получаса. И прекратилось, когда на их улице показалась машина участкового Игоря Викторовича. Тогда Пашка сразу завёл мотор. С этого дня он частенько стал приезжать к дому Лизы и, хотя уже не сигналил, но до самой темноты стоял у ограды, будто караулил её.
Отец Лизы болел несколько лет. У него страшно отекали ноги, а причиной была сердечная недостаточность. И вот уже год, как его не стало. Поэтому и заступиться за Лизу, кроме мамы, было некому. А что могла сделать мама? Только посочувствовать дочке, да совет какой -нибудь дать. Вот и сейчас мать с дочкой сидели на диване, прижавшись друг к другу и советовались: как им жить дальше.
- Дочка, ведь не отстанет от тебя этот уголовник - говорила Надежда – Я вот всё время думаю: откуда он деньги берёт и на подарки, и на машину? После отсидки месяц всего прошёл, вряд ли он так быстро нашёл работу. Да если и нашёл, где ж такие деньжищи платят, чтоб сразу машину купить? А только я думаю, что он опять чем -то незаконным занимается: сколько раз я его со странными личностями видела. И знаешь, чего я опасаюсь? Что не добьётся он от тебя взаимности и мстить начнёт. Не своими руками, так руками этих своих дружков. Страшно мне за тебя, Лизонька. Уезжать тебе надо.
- Мам, ну куда мне ехать? У нас же нигде родственников нет.
- У меня в Ростове тётка двоюродная живёт; правда, я с ней сто лет не виделась. Звоню ей изредка по праздникам, поздравляю. А что, если тебе к ней уехать? Там и Университет есть экономический. Давай я ей позвоню, и, если она согласится тебя принять, ты в этот Университет документы и отошли, а у тётки жить будешь. Тогда Пашка и отстанет от тебя. Только ты уж никому не говори, куда уедешь.
Тётя Валя, выслушав Надежду, посочувствовала и с готовностью согласилась Лизу у себя принять:
- Да, конечно, Надя, пусть Лиза ко мне приезжает. Квартира у меня большая, а я одна здесь кукую. Так хоть веселее мне будет, а то только со своим котом Муриком и разговариваю. Ноги стали сильно болеть, так я уж и на улицу почти не выхожу. Иногда только соседка заглянет, да соцработник два раза в неделю приходит - продукты приносит. А так всё одна и одна. Пусть Лизонька приезжает, буду ждать её.
Согласие от тётки получили. Результаты ЕГЭ пришли: баллы у Лизы были высокими, что не удивительно: Лиза училась почти на отлично. Отсылать документы в Университет она не стала, решила приехать к тёте Вале и подать туда документы очно. Теперь самым главным было незаметно уехать из посёлка. На улицу Лиза старалась выходить как можно реже и поэтому подружка Соня или приходила к ней сама, или они созванивались по телефону. Сейчас Соня тоже позвонила:
- Лиза, ходила в магазин и видела, как Пашка с какими- то типами на машине уехал. Может, встретимся и погуляем немножко?
- Давай.
Они встретились и пошли гулять по улицам посёлка. Их посёлок был большим, значился посёлком городского типа. Но вот Университетов в нём не было, только два колледжа. А Лиза и Соня давно уже решили, что после школы поедут в Волгоград поступать в Экономический Университет и будут на двоих снимать одну квартиру.
-Когда документы подавать будем? -спросила Соня
-Я не буду в Волгограде поступать.
-Как не будешь? Мы же решили -Соня даже остановилась -Ты что, вообще не хочешь в этом году поступать?
-Да нет, я буду, но не в Волгоградский. Не обижайся. Мне нужно уехать.
- Это из-за Пашки?
- Из- за него.
- А какая разница, где ты учиться будешь?
- Ты не понимаешь - если мы вместе будем учиться, твоя мама кому -нибудь обязательно скажет, где её дочка учится. А мы с тобой подруги, так что Пашка там меня запросто найдёт. А я уеду туда, куда он даже и не подумает. Мы решили никому не говорить.
- Даже мне? Мы же подруги!
- Подруги. Но вдруг ты случайно проговоришься? А я очень Пашку боюсь. Как увижу его - у меня ноги подкашиваются. Он всегда так смотрит, что мне кажется - набросится сейчас.
- Значит, мы с тобой не увидимся больше?
- Пока не увидимся. Мне самой от этого больно. Но я тебе буду звонить. А потом…Лиза помолчала - кто знает, что потом будет? Может, он женится и забудет меня. Ты же мне всё рассказывать будешь?
- Конечно. Так ты и к маме не будешь приезжать?
- Да, представляешь, не буду.
Девушки замолчали и довольно долго шли молча, каждая по своему обдумывая сложившуюся ситуацию. Молчание нарушила Соня:
- И когда ты едешь?
- Через два дня.
- Но ведь ещё много времени. Можно документы отослать и до августа здесь быть?
- Соня, а ты уверена, что Пашка до августа ничего мне не сделает? Посмотри: он ведь чуть не каждый вечер у нас под окнами караулит. Как думаешь - зачем караулит? Наверное, ждёт, когда я выйду. А я боюсь уже на улицу выходить. Так и кажется, что схватит меня, в машину затащит и увезёт куда -нибудь.
- Ой, Лиза, ты меня прямо напугала. А ведь и действительно, он так может. У него улыбка такая жуткая! Да, тебе лучше уехать.
Через два дня Надя с Лизой сели в первый автобус и поехали на вокзал. Билет на Ростов взяли без проблем. Только вот поезд пришлось ждать восемь часов. Когда подошёл поезд и Надя помогла дочке затащить в вагон чемодан, у обоих на душе стало легче: беда, которая маячила у дома каждый день, отодвигалась далеко назад.