10,2K подписчиков

Датчик детонации проверяю за 5 секунд прямо на работающем двигателе, научили способу, о котором не догадываются даже опытные автолюбители

10K прочитали

В основе работы датчика детонации лежит пьезоэффект. Это когда датчик улавливает любые механические воздействия (удары, вибрации, шумы и т.д.), в результате чего у него на выходе появляется напряжение.

датчик детонации https://clck.ru/349SVJ
датчик детонации https://clck.ru/349SVJ

Это напряжение поступает в контроллер управления двигателя, и ЭБУ на основе данных сигнала с датчика уже корректирует угол опережения зажигания (УОЗ).

При возникновении детонации в цилиндрах двигателя уровень шумов и вибрации возрастает. Датчик это определяет, посылая сигнал контроллеру, а тот уменьшает угол опережения зажигания, для того чтобы избежать детонационных стуков. Контроллер поддерживает УОЗ на грани детонации, т. е. на любом режиме работы двигателя (обороты, нагрузки).

При правильно установленном УОЗ достигается минимальный расход топлива и максимальная мощность двигателя. Если возникают какие-либо провалы в работе двигателя, необходимо проверить именно датчик детонации, какие он посылает импульсы напряжения ЭБУ.

Существует несколько способов проверки датчика. Самую точную амплитуду напряжения можно увидеть, если подключить осциллограф. Но такой прибор есть далеко не у каждого автолюбителя, поэтому лучшим и надежным вариантом станет проверка выходного сигнала датчика при помощи мультиметра (уверен, что данный тестер есть у любого автовладельца, уважающего себя и свою машину).

Мультиметром можно проверить датчик как на работающем двигателе, так и при покупке нового расходника в магазине. Следует знать, что многие датчики (ДД), которые имеются в продаже, уже изначально являются нерабочими, т. е. "пустышками". Проверить новый датчик на работоспособность просто.

Мультиметр выставляется в положение постоянного напряжения отметки 200мВ и подсоединяется к контактам датчика. Затем сам датчик следует сжимать пальцами, создавая механические колебания.

В момент сжатия мультиметр должен зафиксировать незначительное напряжение, которое должно поступать в контроллер для корректировки УОЗ. Если никаких импульсов от сжатия ДД мультиметр не фиксирует, значит этот датчик нерабочий, надо проверять другой.

При работе двигателя еще проще проверить датчик, ведь при работающем моторе вибрация и шумы более равномерные, чем, когда мы просто сжимаем датчик в руках, либо стукаем по нему каким-либо предметом одиночными ударами (ключом, например).

Когда двигатель работает мультиметр будет показывать большее напряжение на выходе, по этим показаниям сигнала можно будет оценить работает датчик или нет.

Итак, надо через разъем подсоединить датчик к мультиметру, запустить двигатель и посмотреть каким будет напряжение на выходе с датчика на холостом ходу. В этом режиме работы пределы невысоки, мультиметр фиксирует около 20мВ.

Затем двигатель прогревается, обороты следует увеличить до 1500 (начиная с режима работы двигателя в 1300об/мин., и выше, появляется устойчивая связь между датчиком и контроллером).

Если двигатель работает без провалов, а выходное напряжение датчика на 2000тыс., держится в диапазоне 300мВ (чем больше обороты, тем выше напряжение, т. к. выше уровень шумов), тогда ДД (датчик детонации) рабочий.

Если сигнал с датчика неуверенный, с увеличением оборотов напряжение на выходе не поднимается, следовательно, датчик нерабочий и ЭБУ отказывается принимать его сигнал для корректировки УОЗ, а выставляет постоянное значение детонации, что свидетельствует об отрицательном УОЗ. В таком режиме автомобиль не будет развивать максимальную мощность и расход топлива увеличится, что сразу станет чувствительным для внимательного автовладельца.

Но проверив датчик на работающем двигателе и получив неутешительный результат выходного напряжения, не стоит сразу бросаться в отчаяние и ехать покупать для замены другой датчик. Необходимо проверить не мешает ли что-нибудь корректной работе ДД (посторонние шумы). Как оказывается, это вполне реально.

1. На работу датчика могут повлиять неотрегулированные клапана, их стук может повлиять на выходной сигнал ДД.

2. Провод, по которому поступает сигнал от датчика в контроллер необходимо располагать как можно дальше от высоковольтных проводов, они могут сбивать контроллер с толку.

3. Болт, либо гайку крепления датчика надо затягивать с определенным усилием, это тоже влияет на его выходной сигнал.

Также неисправный сигнал может выдавать датчик, если на фишке датчика обрывается провод. В этой ситуации можно купить новую фишку, либо восстановить контакт в своей фишке. Но в этом разбираются далеко не все, даже опытные автолюбители. Поэтому, лучше обратиться к понимающему специалисту. Поставьте «лайк» и подпишитесь на канал «АвтоГараж». Предыдущий пост: 90% водителей порой не догадываются почему вдруг увеличился расход топлива, и хотя проблема заключается в клапане, но в каком знают не все