Найти в Дзене
Вот Как!

«Кармелит»: самое маленькое и тихое в мире метро. Или всё-таки фуникулёр?

Оглавление

Подземный «Кармелит», находящийся в израильской Хайфе и названный так по названию горы Кармель – весьма необычный общественный транспорт.

Это составы, работающие по принципу фуникулёра, однако расположены они в горном тоннеле, что делает эту транспортную систему очень похожей на метро.

Консенсуса о том, к какому виду транспорта причислять «Кармелит», нет до сих пор. Пожалуй, правильнее всего было бы называть его подземным фуникулёром.

Но на этом интересности не заканчиваются.

Зачем Хайфе понадобилось именно такое сооружение?

Ещё с начала XX века в Хайфе планировался транспорт между так называемым «Нижним городом» – расположенным у моря кварталом, и другими кварталами, которые поднимаются вверх по склону горы Кармель.

Узкие и крутые горные улочки в этой местности сильно затрудняют движение наземного транспорта, и с развитием Хайфы в 1950-х годах всерьёз рассматривались проекты железной или канатной дороги как пассажирского транспорта для повседневного использования жителями и гостями города.

Однако в итоге было решено строить транспорт подземного залегания и прокапывать тоннель в горе, потому что иные типы дорог требовали выкупа земли и разрушения части существующей застройки.

С проектом, строительством и поездами израильтянам помогли французы, и в октябре 1959 года «Кармелит» открылся для пассажиров. С тех пор эта транспортная система закрывалась на реконструкцию в 1986-1992 и 2017-2018 годах, и работает как пассажирский транспорт по сей день.

«Кармелит» в год своего открытия (1959)
«Кармелит» в год своего открытия (1959)

Особенности и рекорды «Кармелита»

Линия дороги подземного фуникулёра – однопутная на всём протяжении, не считая короткого двупутного участка между станциями, который позволяет разъезжаться встречным поездам. На линии всего два двухвагонных состава, и двигаются они по рельсам благодаря тяговым тросам (собственных моторов у составов нет).

На верхней станции расположен мощный электромотор и системы управления, на нижней – депо и ремонтные мастерские. В ходе последней модернизации движение «Кармелита» было полностью автоматизировано.

Всё это – базовые параметры инженерного сооружения под названием «Кармелит». Но есть у этого подземного фуникулёра и несколько весьма любопытных особенностей, как то:

Особенность №1: поезда, соединённые тросом

Оба состава, соединенные тросом, двигаются в зависимости друг от друга и вынуждены останавливаться на одинаковых расстояниях от концов линии. Этой особенностью продиктовано расположение станций.

Особенность №2: «ступенчатость»

Уклон горной железной дороги необходимо компенсировать, поэтому и полы вагонов, и платформы на станциях сделаны ступенчатыми.

-3

Особенность №3: длина линии и станции

«Кармелит» входит в Книгу рекордов Гиннесса как самая короткая подземная транспортная система в мире.

Протяженность трассы – всего лишь 2 километра с учётом станций, а за их вычетом – 1803 метра. Именно таким является среднее расстояние между станциями в Московском метро.

Во многих других метрополитенах мира среднее расстояние между станциями составляет от 600 до 900 метров. У «Кармелита» же это расстояние – лишь 300 метров между станциями, которых на этой линии поместилось 6 штук.

Коротенькая схема единственной линии «Кармелита»
Коротенькая схема единственной линии «Кармелита»

Особенность №4: тишина

Современный «Кармелит» – один из самых тихих среди рельсовых транспортных средств. Его подвеска сделана очень мягкой, за счёт чего обеспечивается высочайший уровень шумопоглощения. Тяговый трос, приводящий составы в движение, скользит в специальных роликах, и его шум громче, чем шум от движения самого поезда.

Если «Кармелит» причислять к метрополитенам, а не к фуникулёрам, то он окажется самым тихим метро в мире.

Интересно, что до первой модернизации, начатой в 1986 году, «Кармелит» не был рельсовым. Соответственно, использовались не железнодорожные, а автомобильные колеса на обычных резиновых шинах, поэтому система была очень тихой с самого момента её создания.

Непростая судьба подземного фуникулёра

На век «Кармелита» пришлось много неприятностей: долгая и сложная модернизация, пожар, несколько аварий (к счастью, обошедшихся без жертв), проседание грунта на одном из участков и другие проблемы при строительстве и эксплуатации.

Но и это не все превратности судьбы подземного фуникулёра. Основная проблема в том, что в последние десятилетия пассажиропоток подземной дороги продолжает падать, делая её убыточной.

Когда «Кармелит» только строился, он соединял между собой ключевые районы: деловые, образовательные, культурные и жилые. С тех пор город сильно разросся на юго-восток; многие деловые, государственные и образовательные центры были перемещены, а район Хайфы, обслуживаемый «Кармелитом», утратил свою значимость как культурный центр.

Обсуждения о закрытии дороги время от времени поднимались на протяжении последних десятилетий. Тем не менее, городские власти рассчитывают на увеличение пассажиропотока благодаря строительству в «Нижнем городе» крупного комплекса правительственных учреждений, ограничению въезда личного транспорта в прилегающие районы и популяризации подземного фуникулёра как экологичного транспорта.

Понравился материал? Посмотрите подборку:

Архитектура, транспорт, инженерия | Вот Как! | Дзен