В феврале 2023 года Индонезия в очередной раз заявила о сокращении экспорта пальмового масла для того, чтобы поддержать цены и обеспечить необходимые запасы этого продукта внутри страны. Как и раньше, основная причина введения ограничений — сезонный фактор, вызванный весенним ростом потребления из-за предстоящих мусульманских праздников. Однако в последние годы в Индонезии заметно активизировались планы по переходу на альтернативное топливо, на производство которого со временем может быть направлено до 70% всего производимого в стране пальмового масла.
Динамика мирового потребления пальмового масла
По оценке Департамента сельского хозяйства США (USDA), в мире потребляется около 75 млн тонн пальмового масла — почти в 1,5 раза больше, чем 10 лет назад. Около 60% этого объема производится в Индонезии, еще 25% в Малайзии, остальное — в Таиланде и странах Латинской Америки и Африки, которая, собственно, и является родиной масличной пальмы.
Интересно, что Индонезия одновременно выступает и крупнейшим потребителем пальмового масла — внутри страны его остается боле 15 млн тонн. Почти вдвое меньше закупает для своих нужд Индия, около 7 млн тонн ежегодно потребляют Китай и Евросоюз.
Приведенные данные позволяют рассчитать уровень потребления пальмового масла на душу населения в год. У двух основных стран-производителей этот показатель значительно выше, чем у остальных (55 и около 100 кг), что может быть связано с большими складскими запасами и значительными объемами потребления в пока еще нетрадиционных сферах (в частности, для производства биодизеля). Для остальных стран получается следующая картина:
- Индия — 6,2 кг;
- Китай — 4,7 кг;
- Европа — 14,3 кг;
- Пакистан — 15 кг.
Рынок пальмового масла в России
На этом фоне интересно посмотреть, какова ситуация с потреблением пальмового масла в РФ. Понятно, что это полностью импортируемый продукт, по данным ФТС России, объем импорта в 2021 году составил около 1,1 млн тонн. В целом в последние 3-4 года он стабильно держится примерно на одном уровне, рост произошел в 2018 году в связи с принятием нового регламента Таможенного союза, согласно которому допустимая норма трансизомеров жирных кислот в общем содержании жиров в пищевых продуктах была снижена до 2%.
Практически все пальмовое масло (более 97%) поступило из Индонезии. Небольшие объемы (менее 1% по каждой стране) были ввезены из Малайзии, Швеции и Нидерландов. В последних двух странах пальмы, конечно, не растут, но есть перерабатывающие заводы, с которых поставлялось расфасованная и упакованная продукция.
Таким образом, Россия пока значительно отстает от главных мировых импортеров пальмового масла по абсолютным объемам ввоза, а по потреблению на душу населения (7,5 кг на человека в год) опережает Индию и Китай, но отстает от Европы почти в 2 раза.
Структура потребления пальмового масла в России и в мире
Определенная разница есть не только в количестве потребляемого масла, но и в том, где оно используется. По оценкам ФГБУ «Центр Агроаналитики», структура потребления пальмового масла в мире выглядит следующим образом:
- более 60% общего объема используется в пищевой промышленности для производства специализированных жиров и маргаринов;
- 35–38% идет на изготовление смазок, лаков, красок, парфюмерно-косметических товаров и т. д., а также альтернативного топлива.
В России на пищевые цели уходит 86% импортируемого продукта, остальное идет на технические цели; биодизель в стране практически не выпускается.
В чем преимущества пальмового масла перед другими видами растительных масел
Споры о пользе и вреде пальмового масла идут еще с конца прошлого века. Мы не будем касаться медицинских и экологических аспектов этого вопроса, а рассмотрим его с точки зрения бизнес-процессов производителей пищевой продукции. Под этим углом зрения пальмовое масло имеет два неоспоримых преимущества:
- твердая фракция. При производстве многих продуктов питания требуются именно твердые жиры. Их можно получить с помощью гидрогенизации, например, подсолнечного масла, но при этом образуются те самые трансизомеры в превышающих допустимую концентрацию количествах;
- низкая цена. Пальмовое масло дешевле сливочного, которое, кстати, также не проходит по требованиям регламента ТС, так как содержит до 8% естественных трансизомеров.
Таким образом, реальной альтернативы использованию пальмового масла при производстве продуктов питания массового спроса на данный момент фактически нет.
Пальмовая олигополия
Тем неприятнее сознавать, что большинство стран мира, в том числе и Россия, находится в полной зависимости от поставок этого продукта из двух стран, которые в любой момент могут изменить свою политику. Конечно, Индонезия, для которой выручка от экспорта пальмового масла составляет чувствительную часть государственного бюджета, вряд ли решится существенно снизить объемы поставок за рубеж. Однако стоит заметить, что эта страна уделяет серьезное внимание поддержке своего населения. Например, правительство компенсирует гражданам разницу между мировыми и справедливыми, по его мнению, ценами на топливо.
Для того чтобы минимизировать размеры этой компенсации, власти Индонезии всячески стараются уменьшить зависимость страны от нефти нефтепродуктов:
- с 2020 года в Индонезии действует программа B30, в соответствии с которой в составе дизельного топлива должно содержаться не менее 30% добавок из пальмового масла;
- с 1 февраля 2023 года начинается переход на программу B35 с обязательным 35-процентным содержанием таких добавок. И уже идет тестирование топлива по стандарту B40;
- к 2045 году планируется увеличить объем производства пальмового масла до 100 млн тонн в год, из которых 70 млн тонн будет направлено на производство биодизеля. К этому времени в Индонезии собираются полностью отказаться от использования ископаемого топлива.
Кроме того, в январе 2023 года экспортная квота на пальмовое масло была снижена с 1:8 до 1:6, то есть на каждую тонну, поставляемую на внутренний рынок, производители получают разрешение на экспорт 6, а не 8 тонн. С 6 февраля приостановлено действие 66% выданных в стране экспортных разрешений, причем сразу практически на 3 месяца — до 1 мая. Это делается для стабилизации внутренних цен в преддверии одного из главных мусульманских праздников — Ураза-байрама, который в этом году приходится на 21 апреля.
Грозит ли миру дефицит пальмового масла
По оценкам аналитиков Газпромбанка, реализуемые меры могут уже в 2023 году привести к снижению экспорта пальмового масла из Индонезии на 1–1,5 млн тонн, то есть примерно на 5%. Компенсировать выпадающие доходы страна, вероятно, сможет за счет роста цен, хотя однозначного консенсуса экспертов относительно таких прогнозов пока нет. Стоит отметить, что в прошлом году после введения полного запрета на экспорт из Индонезии мировые цены на пальмовое масло выросли на 60%.
Кто может ощутить на себе снижение объема поставок? В первую очередь, видимо, Евросоюз, где традиционно сильное влияние, в том числе и на экономическую политику, оказывают экологи. В конце 2022 года в ЕС был согласован законопроект о запрете импорта ряда продуктов, в процессе изготовлении которых производится вырубка деревьев. В число таких продуктов вошло и пальмовое масло.
В Малайзии уже заявили, что совместно с Индонезией активно обсуждают полный отказ от его экспорта в страны Европы. Надо сказать, что логика принятия важных политических и экономических решений в ЕС уже давно вызывает определенные вопросы, однако в данной ситуации такое развитие событий будет только на руку всем остальным странам.
Другие обзоры рынков читайте на сайте Агентства MegaResearch.