Найти в Дзене

Российский автопром планируем выпустить более 50 тыс. электромобилей к 2025 году. Верим?

Оглавление

В последнее время вижу много новостей о развитии рынка электромобилей в России. Хочется смотреть на них с позитивом и надеждой, ведь я поддерживаю инновации и хочу, чтобы в моей стране развивался экологически чистый транспорт. Но как все выйдет в реальности, пока сказать трудно. Давайте взглянем на эти новости повнимательнее и попробуем разобраться, чего нам ждать.

«Электромосквич» по цене Tesla

Советский «Москвич» вернулся, откуда не ждали — в мае 2022 года завод компании Renault перешел в госсобственность и был официально переименован в «Москвич». А в ноябре того же года компания заявила о работе над электромобилем Москвич 3е.

По данным «Коммерсанта», за 2024 год концерн хочет произвести не менее 20 000 электромосквичей. Темпы планируется наращивать постепенно: в 2022 году выпустить 200 электромобилей, а в 2023 — уже 10 000.

Конечно, за такие сроки произвести полностью новый автомобиль невозможно — руководство и не скрывает, что Москвич 3е это копия JAC JS4, который ранее выпускался на заводе Renault. По сути, та же машина, но с другим названием.

О технических характеристиках нового электромосквича можно поспорить отдельно — на YouTube много обзоров и тестов, по которым можно составить свое впечатление. Сам я Москвич 3е не тестировал, но у автоблогеров видел, что проблемы конструкции есть — например, кондиционер включается одновременно с обдувом лобового стекла. Меня же больше интересует цена автомобиля, а также развитие его специфической электро инфраструктуры.

Сейчас Москвич 3е стоит 3,5 млн — дороже, чем некоторые модели Tesla и многие другие электромобили на рынке (Evolute, Volkswagen, Hyundai, тот же JAC и другие). Желающих купить его за эту цену пока не очень много — за декабрь 2022 года было продано 2 электромосквича, а за январь 2023 — 3. И действительно, за такие деньги многие скорее предпочтут взять машину знакомой проверенной марки, а не новый эксперимент отечественного автопрома.

Безусловно, прошло еще мало времени, чтобы о чем-то судить — сама компания «Москвич» официально заявила о старте продаж только в марте 2023 года. Но пока что идея в ближайшее время реализовать 10 000 электромосквичей, которые планируется произвести за 2023 год, кажется слишком оптимистичной.

Я видел новости, что «Москвич» получил контракт на поставку двух тысяч электромобилей для таксомоторной компании «Флот». Но при этом я все еще настроен скептически, ведь складывается ощущение, что инфраструктура наших городов пока не готова к обслуживанию десятков тысяч новых электромашин.

Всего в России установлено около 1500 зарядных станций для электромобилей, из которых 500 — в Москве. Для огромной страны это очень мало — для сравнения, обычных АЗС в России порядка 28 000. Если какой-нибудь крупный таксопарк или оператор каршеринга в Москве закупит несколько тысяч электромобилей, ими будут забиты все 500 заправок — про остальные города вообще молчу. И людям придется заряжать машины на своих собственных зарядных станциях в частных домах и подземных парковках, к которым далеко не у всех есть доступ.

Да, производитель обещает покупателям электромосквичей бонусы — бесплатные парковки, отсутствие транспортного налога и бесплатные зарядки в Москве. Но, во-первых, для других городов эти плюсы не особо актуальны. И, во-вторых, не очень верится, что заправки всегда будут бесплатными. Например, в Беларуси они тоже раньше были бесплатными, но, когда количество электромобилей увеличилось, резко стали платными.

Я не буду категорично ставить крест на электромобилях в России. Но нужно признать: чтобы они полноценно конкурировали с обычными машинами, нужно масштабно вложиться в инфраструктуру и поработать над доступностью цен.

Фантастические литийионные батарейки и где они обитают

Несмотря на слабо развитую электро инфраструктуру, отечественный авторынок готовится к массовому спросу на электромобили. Сейчас, когда из России ушли многие зарубежные автоконцерны, их хотят заменить отечественными компаниями. И много надежд возлагается именно на электромобили, ведь производить их проще: они состоят из 3000 деталей, в то время как машины с двигателями внутреннего сгорания — из 11000. Далеко не все из этих деталей делают в России — например, для полного цикла отечественному автопрому не хватает батарей. Эту проблему теперь и пытаются решить.

Несколько месяцев назад в Калининградской области началось строительство завода компании РЭНЕРА (дочка «Росатома») по выпуску литийионных батареек для электромобилей. Место выбрано не случайно — Калининградская область это особая экономическая зона со льготными условиями ведения бизнеса. Правда, у такого расположения есть и большой минус — возможные сложности с логистикой. Калининградская область не граничит со всей остальной Россией, и в 2022 году соседняя Литва уже пыталась закрыть транзит санкционных грузов. Ну да ладно.

Планируется, что завод выпустит первые батарейки в 2024 году, а на полную мощность выйдет к 2025. Продукции должно хватить для оснащения 50 000 электромобилей в год. Чтобы соответствовать спросу в 220 000 машин за 2030 год, завод планирует масштабироваться по всей России, но говорить об этом пока рано — сначала надо хотя бы выпустить первые батарейки.

Но и это далеко не все проблемы на пути к технологической независимости. Электронные двигатели в России тоже не делают. У «Росатома» есть планы создать отечественные заводы силовой электроники, однако пока это только планы — сами понимаете, сколько времени нужно на то, чтобы с нуля развернуть сложное технологическое производство.

Еще один вопрос, который предстоит решить российскому автопрому — переработка литийионных батареек. Какими бы экологичными не казались электромобили, они ездят на литийионных аккумуляторах, которые относятся ко II классу опасности и могут нанести вред окружающей среде. Всего классов опасности четыре — литийионные батарейки лишь немного безопаснее радиоактивных отходов, которые относятся к первому классу опасности.

Отслужившие свой срок литийионные батарейки ни в коем случае нельзя просто выбрасывать на обычную свалку — их надо перерабатывать на специальных предприятиях. В России таких заводов просто нет — первые три планируется построить только к 2024 году. И пока этого не произошло, нельзя говорить о массовом развитии рынка электромобилей. Ведь сейчас сломанные или ненужные электромашины попросту некуда утилизировать, и они представляют потенциальную опасность для окружающей среды.

Эксперты предсказывают, что за 2030 год россияне купят 220 000 электромобилей. Планируется, что электромобили выйдут в массовый сегмент, а их основными покупателями станут службы доставки и интернет-магазины. Этот прогноз не безоснователен — по данным «Автостата», число электромобилей в России действительно растет — если в 2019 году их было всего 920, то по итогам 2021 года — 19000. Но сохранится ли эта тенденция — большой вопрос.

Сейчас сами инвесторы признают, что чтобы электромобили стали по-настоящему массовыми, они должны стоить недорого — менее 1 млн рублей, а не 3,5 млн, как сейчас. Как производители будут добиваться снижения цен — большой вопрос. А ведь если этого не произойдет, электромобили вряд ли станут массовыми. И тогда только открывшиеся заводы батареек и двигателей могут закрыться, ведь они не будут прибыльными. Ведь мы, как бы нас это не раздражало, живем в капиталистическом мире, у которого есть свои законы и правила.

Поэтому чтобы у электромобилей в России появилось будущее, их производители должны обеспечить не только достойное качество, но и конкурентоспособные цены. А государство — подготовить для этого соответствующую инфраструктуру.

А готовы ли сами россияне к электромобилям?

Недавно сервис «Автокод» провел опрос: готовы ли россияне прямо сейчас пересесть на электромобиль. Большая часть респондентов — 48% — заявили, что с осторожностью относятся к этой идее и предпочтут остаться за рулем своих подержанных иномарок.

34% опрошенных относятся к электромобилям более оптимистично и считают, что это шаг вперед для отечественного рынка. Наконец, 18% доверяют классическому российскому автопрому и скорее выберут традиционные модели Lada, приспособленные для наших дорог.

А что думаете вы? Есть ли будущее у российской индустрии электромобилей? И смогут ли они стать по-настоящему массовыми?

Авто
5,66 млн интересуются