Декарт установил критерий всего человеческого существования фразой «Я мыслю, следовательно, существую». В дополнение к сознательным мыслительным процессам существует бессознательное, включающее в себя желания и инстинкты, а простые человеческие переживания могут формировать жизненные решения.
Беда современности заключается в общем невротическом настроении. Мы не выражаем любовь, зарываем в себе обиду, сдерживаем слезы, копим злость и зависть. Внутренне мы тоже замираем, делим переживания на «плохие» и «хорошие», подавляем первое и гордимся вторым. Эмоции, которые не раскрываются, требуют умения «слушать себя», но обычные эмоции всех видов требуют навыка под названием контейнирование.
Генерализованное чувство не имеет границ. Оно распространяется на другие части жизни и на других людей, создавая стойкую и мощную реакцию, которую невозможно остановить. Такие эмоции требуют много энергии и по самой своей природе мешают нам быть достаточными, лишают возможности свободного выбора и просто выжигают нас.
В детстве наши эмоции контролируются нашими родителями. Речь идет об обучении детей обрабатывать свой опыт таким образом, чтобы не подавлять его. Родители сначала учат нас навыкам самоуспокоения, уверенности в себе и установлению границ. Ребенок возвращается с прогулки или из детского сада/школы разочарованным, обиженным. Задача родителя заключается в том, чтобы перенести чувства ребенка на себе, расставить все по полочками и выдать ребенку корректно обработанные эмоции, потому что сам он пока не в состоянии понять и разобраться в них самостоятельно.
Через подобное контейнирование родитель возвращает ребенка к его границам, с чувством опоры и поддержки. Таким образом, эмоции больше не обобщаются, а переживаются. Теперь ребенок может каким-то образом контролировать свой гнев, обиду и грусть, не сдерживая себя и не чувствуя себя отвергнутым. Переносимые чувства приводят к новым переживаниям, которые учат его лучше общаться с людьми, миром и самим собой.
Большинство из нас никогда не проходили через этот процесс в детстве, поэтому вам придется научиться этому самостоятельно. Процесс контейнеризации состоит из трех основных компонентов.
- Понять, что происходит; найти границы переживания; научиться самоподдержке.
- Труднее всего контейнированию поддаются стыд, гнев и тревога.
Генерализованный стыд — невыносимое чувство, когда вы ощущаете, будто с вами что-то не так. Этот стыд не дает возможности измениться, потому что он настолько силен, что его практически невозможно избежать. Мы все были в ситуациях, когда мы избегаем людей, связанных с нашим неловким опытом, выражаем себя способами, которые не вызывают желаемой поддержки со стороны других. Совершив однажды что-то, за что нам было несказанно стыдно, да еще и на людях, мы больше не возвращаемся в те места, а встретив знакомое лицо на улице, сворачиваем в ближайший переулок.
Так называемый всепроникающий стыд, который не был контейнирован. Если вы расскажете в компании историю, не совсем подходящую под атмосферу встречи или не получившую ожидаемой реакции, не стоит убегать оттуда и разрывать все связи с этими людьми. “Да, я выбрал неудачную историю. Или я слишком многого требую от других. Ничего страшного, я могу остаться и послушать других или рассказать что-то другое. Все совершают ошибки, более того, неподходящая история не является чем-то жизненно важным. Меня никто не гонит, я тоже часть этой компании. Мне необязательно быть центром внимания, можно просто наслаждаться временем с этими людьми.” И вам тут же полегчает.
Генерализованный гнев — это гнев, который появляется при незначительных раздражителях и сохраняется долгое время после того, как сама ситуация закончилась.
Эта злость проявляется в гневе и претензиях к близким, а также в том, что общение и контакты моментально перестают существовать из-за любой оплошности другого человека, а потом долго и трудно восстанавливаются. Такие люди легко и быстро разрывают связи и сжигают за собой мосты, и часто они имеют очень узкий круг общения. “Да, этот человек задел меня, но я тоже не идеальна и совершаю ошибки, возможно, я тоже обидела его. У нас было много хороших моментов вместе, и тот единственный случай не может так легко перекрыть их существование. Мне нужно быть внимательнее к своим истинным чувствам, а не к моментальным вспышкам гнева. Этот человек примет меня снова.”
Генерализованная тревога серьезно влияет на качество жизни. Тревожный человек не может есть, спать, работать или полностью переключаться на другие виды деятельности и состояния. В отличие от стыда или гнева, генерализованная тревога не проявляется в виде коротковолновой реакции на раздражители, а может сохраняться в течение нескольких часов, дней или недель после появления раздражителей.
Это очень тяжелое состояние. Контейнеризация в этом контексте не должна быть одноразовой, она должна длиться в течение многих дней с большой самоподдержкой. Вы проживаете день за днем, медленно восстанавливая себя. Не концентрируйтесь на чем-то большем, чем завтрашний день, но и не бойтесь будущего. Да, вы не должны делать из себя жизнерадостного человека, если вам сейчас плохо. Продолжайте жить день за днем, переживая все, что вы чувствуете.
Быть живым значит быть сознательным, без чувств жизнь сводится к существованию в роли отстраненного наблюдателя. Эмоции приносят переживания, которые могут окрашивать наше существо, делать его полнее и глубже и формировать другие наши личностные отношения с собой и миром. Они указывают нам на правильный выбор, как маяки, освещающие наши темные и запутанные жизненные пути.
© Екатерина Тур, 2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.