Найти тему

Движущие силы эволюции. Урок в 9 классе

После того как квинтэссенция дарвинизма (ссылка ниже) изучена, можно посвятить несколько уроков раскрытию таких вопросов, как причины, направления и результаты эволюции. Добавить доказательства, и на этом для девятиклассников можно заканчивать. Иначе у них мозг взорвется. Что ни говори, а тема эволюции — одна из сложнейших в общей биологии. Если не самая сложная.

После того как квинтэссенция дарвинизма (ссылка ниже) изучена, можно посвятить несколько уроков раскрытию таких вопросов, как причины, направления и результаты эволюции.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!

Вот в этом материале я рассказываю, как задаю общий вектор дарвинизма для дальнейшего раскрытия на конкретных уроках.

Для разъяснения темы «Движущие силы эволюции» у меня подготовлен вот такой конспект (на фото ниже). На пустых линеечках мы в ходе урока запишем наши «открытия».

После того как квинтэссенция дарвинизма (ссылка ниже) изучена, можно посвятить несколько уроков раскрытию таких вопросов, как причины, направления и результаты эволюции.-2

Или «воспоминания», потому что формы наследственной изменчивости мы уже изучали. Остается вспомнить и вписать.

После того как квинтэссенция дарвинизма (ссылка ниже) изучена, можно посвятить несколько уроков раскрытию таких вопросов, как причины, направления и результаты эволюции.-3

Здесь нужно сделать оговорку, что в классической подаче называют три (а не две) движущие силы эволюции:

  • изменчивость;
  • наследственность;
  • естественный отбор.

Но я всегда стремлюсь к тому, что называется «необходимый минимум», поэтому позволяю себе первые две силы объединить термином "наследственная изменчивость". Возможно, я не права, давайте подискутируем в комментариях.

Дальше переходим к естественному отбору. Термин уже школьникам знаком, потому что в упомянутом уроке по дарвинизму мы его подробно разбирали. Теперь он у нас обрастает деталями. В частности, мы проговариваем причину его существования в природе - борьбу за существование.

«Борьба за существование» - интересный термин. Обязательно оговариваем, что речь идет не конкретно о драках (хотя и они имеют место), а о любых проявлениях противодействия какого-либо организма другому организму или условию существования. Вопрос, в принципе, несложный, поэтому демонстрирую фотографии на слайдах, а школьники сами формулируют суть происходящего (фото в галерее).

Обязательно обсуждаем вопрос, какой вид борьбы за существование наиболее напряженный. Обычно дети горой стоят за межвидовую, потому что представляют себе, как страшный хищник поедает несчастную добычу. Но придется смириться с тем, что наиболее напряженная - внутривидовая, ибо идет за одинаковый ресурс.

Дальше — самое важное. Ученики должны самостоятельно сформулировать роль каждой из движущих сил в эволюционном процессе. Пусть криво и косноязычно, но самостоятельно. Для этого организую работу в группах. Каждая группа обсуждает и формулирует свои идеи. Можно поделить работу: три группы обсуждают роль наследственной изменчивости, другие три группы — роль естественного отбора. Главное — роль должна быть сформулирована предельно кратко и четко.

Мой любимый пример естественного отбора. Слайд интерактивен. Сделала три фона: этот, более темный и более салатовый. Каждый фон появляется при клике на соответствующую циферку. Заселяем на каждый фон кузнечиков и смотрим на них глазами голодных птичек. Из исходных четырех фигурок прямо во время урока можно сделать бесконечное количество кузнечиков.
Мой любимый пример естественного отбора. Слайд интерактивен. Сделала три фона: этот, более темный и более салатовый. Каждый фон появляется при клике на соответствующую циферку. Заселяем на каждый фон кузнечиков и смотрим на них глазами голодных птичек. Из исходных четырех фигурок прямо во время урока можно сделать бесконечное количество кузнечиков.

Что должно получиться? Роль наследственной изменчивости понятна, вопросов обычно не вызывает, можно сразу записывать на конспекте.

А вот роль естественного отбора неоднозначна. Часть групп считает, что естественный отбор закрепляет имеющиеся полезные признаки, часть — что он приводит к образованию новых видов.

И, собственно, обе группы правы! Сами догадались о существовании разных форм отбора! (Дизруптивный в 9 классе не даем — это уже избыточная информация).

Теперь можно обсудить важный момент. Дарвина и его последователей упрекают в том, что, дескать, естественный отбор не виден, его нельзя пронаблюдать. Можно!

Упоминаем бактерии, приобретшие устойчивость к антибиотикам.

Рассматриваем индустриальный меланизм (ниже в галерее две фотографии).

Меланизм еще чем хорош: здесь можно задать вопрос, приведет ли естественный отбор к формированию нового вида темноокрашенных бабочек. И если школьники поняли, что каждый признак работает в определенных условиях, то ответят верно. Примерно так: как только перестанут жечь уголь в промышленных масштабах (он же когда-то закончится, верно?), темные бабочки из популяции будут вытеснены.

А вы как даете тему «Структура и критерии вида»?