После того как квинтэссенция дарвинизма (ссылка ниже) изучена, можно посвятить несколько уроков раскрытию таких вопросов, как причины, направления и результаты эволюции. Добавить доказательства, и на этом для девятиклассников можно заканчивать. Иначе у них мозг взорвется. Что ни говори, а тема эволюции — одна из сложнейших в общей биологии. Если не самая сложная.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!
Вот в этом материале я рассказываю, как задаю общий вектор дарвинизма для дальнейшего раскрытия на конкретных уроках.
Для разъяснения темы «Движущие силы эволюции» у меня подготовлен вот такой конспект (на фото ниже). На пустых линеечках мы в ходе урока запишем наши «открытия».
Или «воспоминания», потому что формы наследственной изменчивости мы уже изучали. Остается вспомнить и вписать.
Здесь нужно сделать оговорку, что в классической подаче называют три (а не две) движущие силы эволюции:
- изменчивость;
- наследственность;
- естественный отбор.
Но я всегда стремлюсь к тому, что называется «необходимый минимум», поэтому позволяю себе первые две силы объединить термином "наследственная изменчивость". Возможно, я не права, давайте подискутируем в комментариях.
Дальше переходим к естественному отбору. Термин уже школьникам знаком, потому что в упомянутом уроке по дарвинизму мы его подробно разбирали. Теперь он у нас обрастает деталями. В частности, мы проговариваем причину его существования в природе - борьбу за существование.
«Борьба за существование» - интересный термин. Обязательно оговариваем, что речь идет не конкретно о драках (хотя и они имеют место), а о любых проявлениях противодействия какого-либо организма другому организму или условию существования. Вопрос, в принципе, несложный, поэтому демонстрирую фотографии на слайдах, а школьники сами формулируют суть происходящего (фото в галерее).
Обязательно обсуждаем вопрос, какой вид борьбы за существование наиболее напряженный. Обычно дети горой стоят за межвидовую, потому что представляют себе, как страшный хищник поедает несчастную добычу. Но придется смириться с тем, что наиболее напряженная - внутривидовая, ибо идет за одинаковый ресурс.
Дальше — самое важное. Ученики должны самостоятельно сформулировать роль каждой из движущих сил в эволюционном процессе. Пусть криво и косноязычно, но самостоятельно. Для этого организую работу в группах. Каждая группа обсуждает и формулирует свои идеи. Можно поделить работу: три группы обсуждают роль наследственной изменчивости, другие три группы — роль естественного отбора. Главное — роль должна быть сформулирована предельно кратко и четко.
Что должно получиться? Роль наследственной изменчивости понятна, вопросов обычно не вызывает, можно сразу записывать на конспекте.
А вот роль естественного отбора неоднозначна. Часть групп считает, что естественный отбор закрепляет имеющиеся полезные признаки, часть — что он приводит к образованию новых видов.
И, собственно, обе группы правы! Сами догадались о существовании разных форм отбора! (Дизруптивный в 9 классе не даем — это уже избыточная информация).
Теперь можно обсудить важный момент. Дарвина и его последователей упрекают в том, что, дескать, естественный отбор не виден, его нельзя пронаблюдать. Можно!
Упоминаем бактерии, приобретшие устойчивость к антибиотикам.
Рассматриваем индустриальный меланизм (ниже в галерее две фотографии).
Меланизм еще чем хорош: здесь можно задать вопрос, приведет ли естественный отбор к формированию нового вида темноокрашенных бабочек. И если школьники поняли, что каждый признак работает в определенных условиях, то ответят верно. Примерно так: как только перестанут жечь уголь в промышленных масштабах (он же когда-то закончится, верно?), темные бабочки из популяции будут вытеснены.
А вы как даете тему «Структура и критерии вида»?