Найти в Дзене

НАВИГАЦИЯ ПРИ ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИИ СУСТАВОВ

И снова модный тренд - насколько это работает?

Одна из навигационных стоек для примера.
Одна из навигационных стоек для примера.

Впервые навигационную систему я увидел в Париже году эдак в 1998. Её привезли на презентацию в клинику Cochin, где я как раз стажировался в отделении, в котором оперировали и позвоночник тоже. Разумеется, гаджет произвёл сильное впечатление, поскольку позволял ориентировать введение винтов с нереальной точностью. Когда у тебя рядом спинной мозг, такая точность критически важна.

Потом уже, лет через несколько, эту систему адаптировали под эндопротезы, и здесь "мнения ученых" разделились. В той же Франции, например, есть даже общество, которое так и называется "Общество эндопротезистов, использующих навигацию". Как по мне, то это просто клуб любителей гаджетов )))))

Так вот о сути изобретения. Смысл навигационной системы состоит в том, что перед началом операции хирург устанавливает в определенных местах датчики, которые видит приёмник, стоящий где-нибудь у стены (вот эта бандура слева на верхнем фото). Приёмник передаёт информацию компьютеру, тот рисует себе тело пациента, отмечает на нем нужные точки-ориентиры. Затем хирург делает разрез, и по команде компьютера последовательно отмечает специальным щупом уже в ране нужные точки-ориентиры. На основе полученной информации компьютер рисует на экране модель сустава конкретно этого пациента.

Вот так идёт обмен информацией, только датчики должны быть на ноге (забыли нарисовать )))
Вот так идёт обмен информацией, только датчики должны быть на ноге (забыли нарисовать )))

Дальше хирург использует в процессе подготовки посадочных мест под компоненты эндопротеза инструменты с датчиками, которые тоже позиционируются под контролем навигации, которая подсказывает - левее на 1 см, или выше на 10 градусов, и т.д. То же самое происходит и при установке компонентов эндопротеза. В целом на все эти манипуляции уходит минут 20.

Вот такое количество железяк вместо привычных 2-3 в ране одновременно
Вот такое количество железяк вместо привычных 2-3 в ране одновременно

Казалось бы - отличная тема, сводит к нулю ошибки хирурга! Трудно спорить. Особенно, если хирург опытный. Которому никакая навигация не нужна, поскольку он и без неё прекрасно ставит протезы много лет. ОК, тогда система должна помочь неопытному хирургу. И снова - нет, ибо неопытному хирургу она только усложнит задачу - он и так-то пока справляется не очень, а тут еще дополнительно гора оборудования, которым нужно владеть очень хорошо, иначе оно только навредит.

Где же золотая середина? А её нет. Где-то в Америке хирурги приноровились работать с навигацией, чтобы в случае проблемы спихнуть всё на навигацию - типо я ни при чём, мне так навигатор показал! И это работает ))) В других местах людям просто нравится использовать навигатор, они себя комфортнее чувствуют, и набили руку так, что разметка и ориентация системы занимает у них буквально 5-10 минут.

В третьих клиника просто обязывает работать с навигацией, ибо это "стильно, модно, современно", этакая маркетинговая уловка.

Году в 2004-5 наша кафедра приобрела навигацию от фирмы Aesculap. Втиснули мы её в операционную (это было в 31-й больнице), апробировали на нескольких операциях. Убедились, что, кроме потери времени никакого прока от неё нет, вывезли в коридор, зачехлили, и больше не использовали. Даже не знаю, куда её в итоге дели. Думаю, списали.

Примерно так же происходит в клиниках, где я бывал все последующие годы - в абсолютном большинстве оперблоков навигация есть, но не используется. В других её пользуется один-два хирурга максимум, и то - не во всех случаях, а только там, где им нужна подсказка в нужный момент.

Цитата из рекламы одной из отечественных клиник
Цитата из рекламы одной из отечественных клиник

Чем же привлекает навигация людей, почему частенько звонят потенциальные пациенты, и интересуются - есть ли у нас навигация, или даже робот? Разберем по пунктам. Итак:

1. Безопасность и эффективность - никакого отношения ни к безопасности, ни к эффективности. Даже не могу придумать, как связать эти два понятия с протезированием.

2. Снижение рисков осложнений. То же самое. Скажу больше - регулярно наблюдаю картинки с дефектами установки компонентов эндопротезов при использовании навигации. Как раз тот случай, когда хирург не виноват - навигация так показала.

3. Да, точность ориентации увеличивается. Но не факт, что она совпадет с точностью ориентации костей пациента, ибо метки ставятся вручную, на глаз, а это и есть самое слабое место. Где-то мешают мягкие ткани, где особенности строения скелета или остеофиты, а компьютер рисует свою картинку, исходя именно из этих точек.

4. А уж если есть серьёзные деформации - всё еще хуже. Точки приходится ставить на деформированном скелете, что искажает картину еще больше.

5. Длина разреза никак не связана с применением навигации. Разрез должен быть таким, чтобы свободно установить опилочные блоки, опилить суставные концы костей, установить примерочные, а затем постоянные компоненты сустава. Все эти штуковины довольно массивны, и наличие навигационных меток в принципе не может помочь уменьшению разреза - железяки всё равно большие, их в щель не просунешь. Разрез 12-15 сантиметров, никак не меньше. Чаще даже больше.

6. Навигация вообще не имеет отношения к разрезанию или раздвиганию мышц и связок; и то, и другое зависит от выбранного хирургического доступа.

7. То же касается и риска осложнений и скорости реабилитации - нет никакой связи.

Что мы имеем в сухом остатке? Как сказал один германский коллега, когда его спросили, пользуется ли он навигацией - вопросом на вопрос: "А вы домой с работы по навигатору ездите, или по памяти?" И дальше развил тему: "Если я 30 лет протезирую одни и те же суставы одними и теми же эндопротезами, зачем мне навигация? Это лишний повод допустить ошибку!". Лучше и не скажешь.