Часть 4
Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 2; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 1; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 2.1; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 3.1; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 3.2; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 3.3
Завершая разбор третьей песни канона Андрея Критского, нам осталось рассмотреть троичные и богородичные тропари. Но есть один тропарь, который мы не рассмотрели. Он относится к одному из ветхозаветных праведников, к Иакову. А о нем мы подробно будем говорить, разбирая четвертую песнь канона, и тогда же рассмотрим этот тропарь. Просто мне бы не хотелось сейчас затрагивать эту большую тему ради одного тропаря.
Итак, троичные тропари третьей песни канона Андрея Критского.
«О Троице Единице Боже, спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний».
«Троице Единице Боже» ― обращение к Богу, все три слова. Все в звательном падеже: и Троица, и Единица, и Боже. Почему Троица? Потому что Бог Един, Единица по существу, но в Трех Лицах познается и прославляется.
«Спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний». Что такое обстояния? Обстояния ― это обстоятельства, но здесь немного смысл другой. Само слово произошло от слов «стоять» и «об» (обводить, вокруг). Стоять вокруг. Когда человек попал в засаду или враги его обложили со всех сторон, он не знает, куда деваться. Обстояние ― это некое состояние, когда ты попал в западню, в данном случае в духовном смысле этого слова. Твои собственные грехи, твои собственные желания или бесовское искушение ― вот что такое обстояния.
А что такое прелесть? Это состояние обольщенности, обманутости, когда человек принимает действия своих собственных страстей, грехов или даже бесовские действия за Божественную благодать. Просто ошибается. Ему кажется, что это действует Господь, а на самом деле это его собственные грехи, пороки. Состояние духовной прелести, прельщённости, обманутости имеет такое свойство, что человек, находящийся в ней, неправильно выстраивает свою духовную жизнь. Это очень опасное духовное состояние человека. И мы просим, чтобы Господь спас нас от прелести, и искушений, и обстояний. А что такое искушения, мы разбирали во время разбора молитвы «Отче Наш». Не буду повторяться.
«Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей».
Обращение ко Святой Троице: «Троице Простая». Бог на самом деле прост, абсолютно прост. Нам кажется, что весь наш мир устроен от простого к сложному, и простые вещи самые примитивные. А сложные, на вершине которых безусловно стоит человек ― это самые сложные вещи, вершина всего. Бог, Который находится выше всего этого, Который является Создателем, нами представляется как что-то совершенно невероятное, сложное. На самом деле Он абсолютная простота. Может быть, именно поэтому нам трудно Его понять.
«Троице Простая Несозданная». Господь является началом всего, Он не создан никем, Он Сам Создатель всего, поэтому Троица Несозданная. «Безначальное Естество» ― имеется в виду Божественное Естество, это естество Божье Безначальное и Несозданное.
И оно, это Естество, «в Троице певаемая Ипостасей». Естество-то одно, Бог один, но воспевается и прославляется в трех лицах: Отца, Сына и Святаго Духа. Поэтому «в Троице певаемая Ипостасей».
«Спаси ны», то есть нас. «Покланяющияся», то есть поклоняющихся. Нас, поклоняющихся «державе Твоей». Поклоняющихся верою. Мы верим и верой принимаем те истины, о которых в этом тропаре сказано. «Верою покланяющияся державе Твоей».
Теперь Богородичные тропари.
«Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся, Мати Жизни нашея».
Первое слово и вообще обращение «радуйся» ― это ангельское приветствие. Архангел Гавриил, когда явился Деве Марии благовестить о рождении от Нее Спасителя, приветствовал Ее так: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк.1:28). Слово «радуйся» мы повторяем Ей, приветствуем Ее. «Радуйся, Богоприятная утробо».«Утробо» ― это звательный падеж. Обращаемся к Ней, называя Ее утробой. Она ― утроба, которая приняла Бога, Богоприятная утробо.
Опять обращение, приветствие: «Радуйся, престоле Господень». Она названа здесь престолом Божьим. Как же Она не престол Божий, если носила в себе Творца Вселенной.
«Радуйся, Мати Жизни нашея». Мать ― это тоже обращение к Ней. Мать нашей жизни, Она родила нам Жизнь. Жизнью здесь назван Господь Иисус Христос. Почему? Потому что Он победил смерть: смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. То есть Он попрал смертью Своею нашу смерть и дал нам всем воскресение: и тем, кто во гробах еще существует, и тем, кто сейчас живет жизнь вечную. Поэтому Он назван здесь Жизнью. «Радуйся, Мати Жизни нашея».
«От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи».
Давайте попробуем разобрать его с конца. «Доящи» ― кормящая грудью. Странное, удивительное чудо: Девой пребыла, кормя грудью. Это действительно удивительно ― дева кормит грудью, вскармливает ребенка. Причем какого ребенка? А вот это в начале тропаря: «От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси». Она родила Того Сына, Которого Бог Отец безлетно рождает.
Вот Троица: Отец, Сын и Святой Дух едина по существу. То есть это один Бог, но в Трех Лицах прославляется и познается. И Отец предвечно рождает Сына, и от Отца предвечно исходит Дух. Но не было такого момента, когда бы Отец не был Отцом. То есть Он предвечно рождает Сына. Не то, что когда-то родился Сын, а до этого Отец был без Сына. Такого не могло быть. И вообще понятия «до» и «после» к Богу неприменимы. Эти термины относятся ко времени. Если родил Сына, значит родил когда-то, а теперь уже Его не рождает. Но дело в том, что Бог вне времени. Нет такого, чтобы Господь был когда-то таким, а потом изменился. Если сказать, что Бог Отец рождает Сына, то это тоже некий процесс. Это сейчас происходит, это тоже тянется во времени. У нас других терминов нет. Мы условно так говорим своим языком земным о Божественных вещах. Это всегда очень-очень приблизительно, очень грубо. Это не совсем точно выражает то, что есть на самом деле. Поэтому очень грубо скажем так: «Отец предвечно безлетна», то есть не было такого года, когда бы родился Его Сын. Он его предвечно родил. А Дева родила Его конкретно, в конкретный год.
«От Отца безлетна Сына, в лето Богородительнице, неискусомужно родила еси». «Неискусомужно» имеет два корня: «искус» и «муж». Искус ― это и искусство, и искушение, испытание. Она не испытала мужа, не имела мужа. Неискусомужно, без мужа родила.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.