Часть 2.1
Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 1
В Священном Писании Господь сравнивает себя с добрым пастырем: «Я есть пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10:11), то есть за овец. И однажды Иисус Христос рассказал своим ученикам такую притчу. Любой, кто имеет сто овец, если одна из них потеряется, то отставляет девяносто девять, а сам идет искать потерявшуюся. И, когда найдет ее, возлагает ее себе на плечи и несет домой. Созывает своих родных, близких, радуется и всех просит порадоваться с ним, потому что нашлась пропажа. И заканчивает притчу Господь такими словами: «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7).
И один из тропарей третьей песни канона Андрея Критского обращает нас к этой притче.
«Ты еси Пастырь добрый, взыщи мене агнца, и заблудшаго да не презриши мене».
Ты есть Пастырь добрый, взыщи меня, агнца. Взыщи ― значит поищи, найди меня, агнца Твоего. Я Твоя овечка, заблудившаяся, потерявшаяся.
«И заблудшаго», то есть заблудившегося «да не презриши мене», то есть не пренебрежешь мною, не скажешь, мол, ладно, потерялся и потерялся, невелика пропажа! У меня еще девяносто девять осталось.
И еще тропари третьей песни канона отсылают нас к истории гибели Содома и Гоморры. Мы уже об этом говорили, когда разбирали вторую песнь. Теперь обратимся к тропарям третьей песни канона на эту же тему.
«Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали».
Этим тропарем я напоминаю себе, что Господь бывает не только милостив, но и строг к грешникам. «Огнь от Господа иногда Господь одождив», то есть сделав дождем. Там дождем пролился огонь на Содом и на всю окрестность.
«Иногда», то есть когда-то, в какое-то время.
«Землю содомскую прежде попали». «Прежде» ― это тоже отсылка к давно прошедшему времени, тому, что было раньше.
«На горе спасайся, душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай».
Сигор ― это название городка, куда убежал Лот. Я напоминаю, что сначала Лот, его жена и дочери просили разрешения бежать в Сигор, и было сказано, что ради них этот городок будет спасен, но они потом побежали дальше, на гору. Так вот, Сигор ― это некое местечко, отдаленное от Содома греховного.
Угонзай ― устремляйся, стремись, торопись.
«На горе спасайся, душе». Под горой подразумевается нечто высокое. То есть устремляйся к чему-то высшему, тому, что высоко, что ближе к небу. Гора здесь просто символ, некое указание. Гора имеет высоту физическую, но речь идет о духовной высоте. То есть ищи себе спасения в духовном, в высоком, а не в низменном. «На горе спасайся, душе, якоже Лот оный» (Лот ― племянник Авраама) ― как тот Лот. «И в Сигор угонзай». Стремись в Сигор.
«Бегай запаления, о душе, бегай Содомского горения, бегай тления Божественнаго пламене».
Я обращаюсь к себе и как бы говорю: избегай запаления греховного, чтобы в тебе этот огонь греха не горел, о, душа моя!
«Бегай Содомского горения, блудного, похотливого, избегай тления Божественнаго пламене». То есть Господь и к тебе может быть строг, к твоим грехам, поэтому старайся этого избегать. Не надейся только лишь на милость Божью, что Господь всё простит. Вспомни о Содоме, вспомни о том, как Господь наказал этих грешников, и избегай этого пламени, которое внутри тебя будет сжигать (то есть чего-то блудного, похотливого).
«Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя Содомский, горе в Сигор спасайся».
Не будь соляным столпом, душа моя, повернувшись вспять. Ты вышла из египетского рабства греха, ты ушла от этой греховной жизни. Не оборачивайся назад, как жена Лота, которая обернулась, потому что было жалко покидать Содом. Сердце ее осталось там. И этот образ жены Лота, погибшей, превратившейся в соляной столп, да устрашит тебя. Спеши к высоте, ввысь, к горе, в Сигор спасайся. Сигор ― это маленький городок. Был Содом, большой город, там было много греха, а есть маленький, невзрачный городок, туда уходи. От этого всего греховного устремляйся в тишину.
«Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха, бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания».
Что такое бессловесное желание? Это устремление нашей плоти. Это то, к чему стремятся, например, животные, которые только этим и живут. Для них это естественная жизнь, норма. Я сотворен по образу Божьему, для меня это всего лишь бессловесные устремления, бессловесные желания. Они зажигают во мне пламень греха, в этом пламени я горю, и вот этого огня старайся избегать. Старайся избегать огня бессловесных желаний своих, душа, иначе в них сама сгоришь, как тот Содом и Гоморра.
«Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха», то есть избегай этого греха, этого запаления греховного, «бегай Содомы и Гоморры» ― речь идет о похоти, похотливости. «Бегай пламене всякаго безсловеснаго желания».
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.