Часть 1
Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского
Тропарей третьей песни не так много, как во второй, и начнем мы, как уже заведено, с тех тропарей, которые не имеют прямой отсылки к тексту Священного Писания и являются просто покаянными тропарями.
«Исповедаюся Тебе, Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен».
Исповедаюсь от слова «поведаю», то есть открою, скажу Тебе, Спаситель мой.
«Согреших, согреших Ти». Дважды повторяется одно слово, как бы усиливая мысль. То есть я согрешил, согрешил Тебе.
«Но ослаби, остави ми, яко благоутробен». Здесь как будто бы не хватает одного слова. Что нужно ослабить и что нужно оставить? Мои согрешения. Ослабить ношу грехов моих. Оставить ― в смысле простить. Не оставь на мне мои грехи, а прости мне их.
«Яко благоутробен» ― потому что Ты милосерден.
«Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презреши мене».
«Согреших Тебе един аз». Един аз, то есть именно я. Я один виноват в своих грехах. Это как бы в противовес тому, когда Адам оправдывался: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Здесь мы во время своей покаянной молитвы говорим, что я един, я согрешил.
«Согреших паче всех». Здесь тоже я субъективно воспринимаю мои собственные грехи больше, чем грехи других людей.
«Христе Спасе» ― это обращение, к Нему мы обращаемся.
«Да не презреши мене», то есть не презирай меня, не прогоняй меня.
«Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся».
Обращение ко Господу Иисусу Христу: Ты сладкий Иисусе, мой Создатель. Ты являешься моим Создателем. И не только Создателем, но и Спасителем, который взял на Себя грехи всех людей. И мое тяжкое бремя тоже взял на Себя.
«И в Тебе, Спасе, оправдаюсь» ― я в Тебе, Тобою оправдаюсь.
«Источник живота стяжах Тебе, смерти Низложителя, и вопию Ти от сердца моего прежде конца: согреших, очисти и спаси мя».
Ты являешься источником жизни, которую я обрел («Источник живота стяжах Тебе»).
Здесь Господь назван Низложителем смерти. «Стяжах Тебе, смерти Низложителя, и вопию Ти от сердца моего прежде конца», то есть вопию прежде моей смерти. Пока я здесь, пока я жив, от всего сердца обращаюсь к Тебе: «Согреших, очисти и спаси мя».
«Согреших, Господи, согреших Тебе, очисти мя: несть бо иже кто согреши в человецех, его же не превзыдох прегрешеньми».
Опять дважды повторяется слово «согреших» для усиления: «Согреших, Господи, согреших Тебе».
«Несть бо иже кто согреши в человецех, его же не превзыдох прегрешеньми». Нет такого человека, который бы согрешил так, как я, которого бы я не превзошел моими грехами, то есть моими прегрешениями. Здесь опять мысль о том, что я свои собственные грехи субъективно воспринимаю как самые тяжкие.
«Помилуй, Господи, помилуй мя, вопию Ти, егда приидеши со ангелы Твоими воздати всем по достоянию деяний».
Здесь в начале также повторяется одно и то же слово для усиления: «Помилуй, Господи, помилуй мя, вопию Ти». Я обращаюсь к Тебе, я молюсь Тебе, вопию и прошу меня помиловать.
«Егда приидеши», то есть когда Ты придешь «со ангелы Твоими» (с Твоими ангелами). Для чего Ты придешь? Чтобы воздать каждому по достоинству, по делам. Всем по достоянию деяний.
Здесь идет речь, конечно же, о Втором пришествии Христовом. Господь придет судить живых и мертвых. Каждому будет дано по делам его.
«Моление, Владыко, Тебе поющих не отвержи, но ущедри, Человеколюбче, и подаждь верою просящим оставление».
Не отвергай молитву Тебе поющих или просто молящихся, говорящих с Тобой.
«Но ущедри, Человеколюбче», то есть дай им щедроты Твои.
«И подаждь верою просящим оставление», то есть тем, кто просит с верою в Тебя, с надеждой и любовью к Тебе прощение.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.