Найти тему
iluminary | лингвистика

Что такое мотивация? - Никто не знает:(

Слово "мотивация" происходит от латинского глагола, имеющего значение «двигаться». Однако само слово «мотивация» до сих пор не имеет общепризанного содержания. Пожалуй, единственное, о чем смогли договориться исследователи, это то, что мотивация характеризует направленность человеческих действий и значимость получаемого результата. Другими словами, мотивация отвечает за причины совершения действий, длительность совершаемых действий и усердие в достижении цели.

Наиболее ранние исследования в сфере мотивации основывались на том, что мотивация – это нечто неосознанное, базирующееся на инстинктах и эмоциях; во второй половине 20 века мотивацию стали рассматривать как осознаваемый когнитивный процесс (например, наличие целей и ожиданий), который влияет на действия и поведение человека. Таким образом, внимание было рассосредоточено на сознательной и бессознательной составляющих мотивации, хотя и было несколько теорий, пытающихся объединить эти два направления вместе. В настоящее время наиболее сильны позиции когнитивистов, однако в начале 21 века стал так же проявляться интерес к роли эмоций в мотивации.

Исследователи обращали порой внимание на разные стадии мотивационного процесса. При этом в основном они фокусировались на самых первых его этапах – выбор и начало действий, либо изучали влияние действий и полученного опыта на мотивацию. Сказанное указывает на исторические споры в образовательном поле, предлагающие рассматривать мотивацию то как причину, то как следствие обучения. Консенсус достигается за счет развития предствления о цикличности процесса: высокая мотивация приводит к высоким результатам, что повышает мотивацию или наоборот. При этом большинство ученых сосредоточены на том, чтобы понять, как разбить цикл с низкой мотивацией и низкими результатами.

Однако исследование мотивации показывает, что в реальной жизни – это нечто гораздо более сложное, чем просто наличие причинно-следственных связей между состоянием до и после выполнения задания. Обычно мотивация развивается постепенно, посредством сложного психического процесса, который включает планирование и определение целей, постановку задач, реализацию действий, контроль за их выполнением и оценку результатов. Разные фазы процесса мотивации можно связать с разными мотивами. Если говорить о мотивации как процессе совершения на долговременной основе некоторых действий на примере изучения иностранного языка, то можно увидеть, что она не остается постоянной, а меняется с течением лет, месяцев и даже минут во время одного занятия.

Разные теории о мотивации по-разному рассматривают влияние социального контекста. Бихевиористы считают, что именно внешние обстоятельства влияют на мотивацию, отсюда пошло представление о том, что влиять можно посредством кнута и пряника. Однако когнитивная революция привела к фокусу на внутренней работе человеческого разума и стало утверждаться, что социальный контекст хотя и оказывает влияние, но преломляется через индивидуальное восприятие. Проблема этой теории состоит в том, что люди социальные существа, поэтому их действия всегда находятся в зависимости от физических, культурных, психологических и иных условий, которые значительно влияют на поведение и достижения человека.

За последние десятилетия внимание стало вновь обращаться к условиям, к контексту, однако это не возвращение к бихевиоризму, а, как некоторые говорят, вторая когнитивная революция. Теперь познание и мотивация рассматриваются как результат постоянно развивающихся взаимоотношений между людьми в определенном контексте.

За последние годы учеными были разработаны разные представления о мотивации, но объединяет их то, что все они не имеют всестороннего охвата данного понятия. Обычно ученые обращаются к каким-то отдельным аспектам мотивации, а другие игнорируют. Это и не удивительно, поскольку мотивация связана со сложной проблемой человеческого поведения, а люди стремятся к упрощению. Подобное упрощение приводит к тому, что из разнообразных элементов, оказывающих влияние на поведение человека, выбирают относительно небольшое их количество и при их помощи пытаются объяснить различия в человеческом поведении. Подобный подход позволяет объяснить конкретную модель поведения (например, что привело к решению записаться на курсы по изучению языка), но не то, как поддерживать мотивацию в классе.

До сих пор не разработана теория мотивации, учитывающая параллельное влияние на человека разнообразных факторов. Традиционно исследователи рассматривают мотивацию к изучению иностранного языка изолированно, указывая на своеобразие последствий в виде приобретения новых привычек, расширения своего образа мыслей за счет проникновения в другую культуру. Но обычно изучающий иностранный язык – это человек, обладающий развитыми компетенциями в других сферах (математика, история и пр.) и, как подтверждают исследования, для таких учеников мотивация в изучении языка часто как-то связана с другими областями, в которых они специализируются.

В настоящее время исследователи ищут способ нелинейного описания мотивации. Они признают, что одни и те же мотивы могут в одной ситуации усиливаться, а в другой ослабляться. Иными словами, то, что когда-то никак не могло сдвинуть человека с места, в других обстоятельствах подвигает его на новые действия.

Спасибо за прочтение и лайки:)



#изучениевторогоязыка #лингвистика #мотивация