Сегодня посттравматическое стрессовое расстройство (отсроченная реакция на психологическую травму) – достаточно частая причина обращений к психологам и психотерапевтам. Причиной может стать как сильное эмоциональное потрясение, так и длительное воздействие травмирующих факторов. Смерть близкого человека, катастрофа или присутствие при происшествии с трагическим исходом, психологическое или сексуальное насилие, вынужденная изоляция или потеря работы – всё это может вызвать ПТСР, причём, даже через достаточно длительный период времени.
Для того, чтобы предотвратить развитие заболевания и вовремя обратиться за помощью, нужно знать признаки посттравматического стрессового расстройства и отличие его от других психических состояний.
Основные признаки:
- Страх перед повторением определённой ситуации или нежелание обсуждать случившееся.
- Высокий уровень тревожности и чрезмерная реакция даже на незначительный уровень раздражителей.
- Невозможность забыть, постоянное «прокручивание» травматичного события, повторное проживание его без наступления чувства облегчения.
Дополнительные признаки, сформировавшиеся под влиянием основных:
- дисфория-болезненно-пониженное настроение, преобладание негативных эмоций (гнев, страх, стыд, чувство вины и обречённости);
- диссоциация-ощущение «это происходит не со мной»;
- суицидальные мысли и действия;
- навязчивые идеи и состояния;
- ритуалы и навязчивые действия с целью обезопасить себя;
- зависимость от психоактивных веществ;
- панические атаки;
- соматические заболевания невыясненной природы.
Присутствие основных симптомов и каких-то из дополнительных является поводом для обращения к специалистам. Причём, проявление ПТСР может быть так отсрочено во времени, что человек может и не связывать своё состояние с давно прошедшим событием. Например, Антон, 28 лет, успешный и обеспеченный человек, в 12-летнем возрасте пережил тяжёлый развод родителей. На его глазах отец избивал мать, пил до белой горячки, в пьяном состоянии «учил сына жизни». С момента развода прошло много лет, жизнь Антона и его мамы наладилась, отец не появляется. Казалось бы, живи и радуйся. Но молодого человека начали мучить головные боли, бессонница, постоянная тревога. Он заметил, что болезненно относится к разговорам о семье, не хочет продолжать отношения с девушкой, когда замечает, что привязывается к ней. Его часто преследуют мысли о никчемности существования, он боится мечтать и строить планы. Только серьёзная терапия помогла Антону понять, что у него ПТСР, и провести необходимое лечение.
Основной метод диагностики ПТСР— структурированное интервью с клиентом и наблюдение за ним. Дополнительные методики: цветовой тест Люшера, тест Роршаха, проективные методики, MMPI - Миннесотский многоаспектный личностный опросник,
CAPS - Шкала для клинической диагностики посттравматического стрессового расстройства, ШОВТС - шкала оценки влияния травматического события, опросник для диагностики ПТСР И.О. Котенева.
Диагностика должна быть развёрнутой, чтобы достоверно отличить ПТСР от похожих на него состояний. Например, от длительного переживания горя (думая о нем, человек не проживает его «здесь и сейчас», постепенно уровень эмоций снижается), панического расстройства (приступы не имеют конкретной причины), депрессии (воспоминания о травме относятся к прошлому и вызывают потребность рассуждать о ней) и других состояний.
При диагностике стоит учитывать, что признаки ПТСР возникают не сразу после травмы (как при остром стрессовом расстройстве – в первые 2-3 недели), а через несколько месяцев или лет. Они могут появляться и исчезать, возвращаясь с новой силой, особенно, если травмирующая ситуация повторяется или возникает похожая ситуация. Сложность терапии ПТСР заключается в сборе анамнеза: нужно проанализировать всю жизнь клиента, потому что иногда причина кроется не в ярком, оставшемся в памяти, событии, а в незначительных деталях и поступках. Девушка, пережившая серьёзную автокатастрофу, думала, что её страх нового, отказ от общения и зависимость от социальных сетей вызваны именно пережитым недавно событием. Но причина стрессового расстройства крылась в непроработанной детской травме, связанной с периодом с четырёх до семи лет, когда родители, уехавшие в заграничную командировку, оставили её на хуторе с бабушкой и сильно пьющим дедом.
Терапия ПТСР эффективна при сочетании медикаментозного лечения и психотерапии. Многим легче выпить таблетку, чем идти к психотерапевту и заново переживать мучительные воспоминания. Но это необходимо для того, чтобы мозг осознал произошедшее и переработал заблокированную информацию. Терапевту очень важно выстроить доверительные отношения с клиентом, быть предельно тактичным и создавать условия для безоценочного принятия пережитого опыта. Задача терапии – поиск ресурсов для адаптации к произошедшим событиям и создания позитивного самовосприятия.
Нет единого протокола лечения ПТСР, так как все люди разные, по-разному реагируют на одно и то же событие, по-разному восстанавливаются после него. Одному нужно несколько недель, другому – несколько лет, но только в совместной работе с квалифицированным специалистом можно достичь желаемого результата – жить без оглядки на прошлые травмы.