«Колхида» КАЗ-4540 была необычной советской машиной. Она была дизельной и полноприводной, что принципиально отличало ее от всех прежних моделей, ранее сходивших с конвейера Кутаисского автомобильного завода. К тому времени, на самом Кутаисском автозаводе уже собственного конструкторского бюро не было и всю разработку проекта, и вывод в 1984 году прототипа на серийное производство, обеспечивал Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) при поддержке конструкторского бюро Камского автозавода. Грузовик проектировался, как «универсал» для советского сельского хозяйства.
Во внешнем дизайне особо ничего не поменялось, поэтому со стороны КАЗ-4540 напоминал прежние, старые «Колхиды», но по сути своей это был принципиально иной грузовой автомобиль. Ведь все предыдущие модели Кутаисского автозавода, начиная с 1961 года, разрабатывались на компонентной основе ЗИЛа, а для новой был выбран технологической базой КамАЗ.
В КАЗ-4540 конструкторы реализовали несколько новых для того времени технических решений. Было решено отказаться от бензинового двигателя в пользу дизельного. За основу взяли двигатель 160 л.с. от КамАЗ-740, изменив его, переделав с 8-ми цилиндрового на 6-ти цилиндровый. «Колхида» также стала полноприводной. Для повышения проходимости и оптимального распределения веса по осям у нее предусмотрели возможности отключения передней оси и блокировки дифференциала задней.
А еще у этой последней советской «Колхиды» имелось множество небольших, но удобных в эксплуатации мелочей: модульная рама, гидропривод закрытия бортов, специальные панели «сеточкой» для наращивания высоты бортов, что позволяло без потерь перевозить даже такие легкие грузы как хлопок. И кабину водителя тоже немного подновили, оборудовав в ней хорошую, мощную печку.
Если раньше колхозы и совхозы отказывались брать «Колхиды» по причине их невысоких эксплуатационных качеств, то получить новую КАЗ-4540 вскоре стало считаться у водителей большой удачей.
Если вы когда-либо побывали за рулем «Колхиды», расскажите об этом в комментариях!