Каждый опытный водитель хотя бы раз оказывался в ситуации, когда необходимо купить новый аккумулятор. Более того, зачастую такая необходимость возникает неожиданно — например, когда после холодной зимней ночи двигатель просто не заводится. Чтобы избежать таких неприятностей, необходимо выбрать лучший аккумулятор для авто. Рассказываем, как это сделать.
Все аккумуляторы принято делить на три основных вида. От них зависят особенности работы батареи, в том числе срок службы.
Свинцово-кислотный. Это самый распространённый тип батарей, подходящий для легковых и большинства грузовых авто. Для проводимости тока используют кислотный электролит. Его можно доливать при необходимости, продлевая срок эксплуатации. Могут служить более 5 лет.
Свинцово-кислотные аккумуляторы бывают:
- сурьмянистые и малосурьмянистые — используются редко, преимущественно в старых авто;
- кальциевые — мощные, но чувствительные к скачкам напряжения;
- гибридные — устойчивость к перепадам напряжения, средний расход воды;
- гелевые и AGM — работают в любом положении корпуса и хорошо переносят вибрации.
Литийионный. Это лёгкие, ёмкие и маленькие аккумуляторы, которые стоят недорого, но пока редко используются в авто. Зачастую не переживают даже первые морозы. Подходят для легковых авто с невысоким энергопотреблением. Срок службы — до двух лет в среднем.
Щелочной. Менее мощные по сравнению с кислотными, отличаются большим размером. Из-за этого помещаются не в каждый автомобиль: для легковых машин их не используют, они предназначены скорее для грузовых моделей, автобусов и трамваев. Срок службы достигает 10–15 лет при условии правильной эксплуатации.
Основные критерии выбора
Кроме вида аккумулятора, при его выборе необходимо учесть ряд параметров. К ним относят базовые технические характеристики.
Ёмкость батареи. Или количество энергии, которую батарея накапливает во время заряда. Максимальное значение обычно указано на корпусе аккумулятора в виде маркировки. Если стоит значок «6СТ-55», значит, ёмкость батареи не превышает 55 А·ч.
От ёмкости зависит мощность аккумулятора. Если у машины высокое энергопотребление, нужна более высокая ёмкость. Для легковых автомобилей среднего класса со средней мощностью 100–120 л. с. подойдёт аккумулятор с мощностью от 60 А·ч и выше.
Пусковой ток. Объём энергии, который поступает от аккумулятора к двигателю автомобиля. Батареи со стандартной ёмкостью (55–60 А·ч) обычно выдают заряд в размере 420 А, некоторые модели имеют показатель до 500 А. Для запуска легкового авто среднего класса требуется 250–270 А пускового тока. Современные аккумуляторы легко покрывают это значение при условии, что устройство не разряжено и не повреждено.
Размер и виды клеммы. Клеммы — способ подключения аккумулятора к двигателю авто, по ним передаётся ток. Клеммы всегда две: одна с положительным зарядом, другая с отрицательным, что обеспечивает замкнутость электрической цепи.
От типоразмера зависит то, какими клеммами вы сможете подключить батарею к авто. Типов существует много — например, стандартные «кнопки», крепление с помощью прижимных пластин, соединения с резьбой и даже клеммы под болт с гайкой. Но основная европейская стандартизация предполагает два основных типа:
- Т1. Такой вид распространён преимущественно на европейских и российских автомобилях. Диаметр положительной клеммы составляет 1,95 см, а отрицательной — 1,78 см.
- Т3. Для азиатских моделей авто используют более тонкие клеммы. Их диаметр составляет 1,27 см и 1,11 см на «плюсовой» и «минусовой» клемме соответственно.
Теоретически вы можете подключить азиатские клеммы к Т1, но разжать их будет тяжело. А вот европейская клемма на аккумуляторе типа Т3 держаться не будет.
Особенности корпуса. Корпус батареи может быть выполнен в двух вариантах: европейском и азиатском. У первого клеммы утоплены внутрь, у второго — выступают над верхней крышкой. Если у вас европейский автомобиль, подключить его клеммы к азиатскому типу аккумулятора будет сложно (необходимо подбирать переходник).
Размеры аккумулятора тоже отличаются. Поэтому перед покупкой изучите параметры батареи, которая раньше стояла в вашем авто. Например, для европейских машин с малой мощностью размер аккумулятора колеблется от 175 до 241 мм в длину, а для внедорожников — 270–518 мм.
Наличие буртика. Особый выступ в нижней части аккумулятора, один из способов крепления устройства при установке в автомобиль. Некоторые конструкции авто не предполагают наличие буртика, и поставить такой аккумулятор будет сложнее. Вероятно, придётся стачивать этот выступ.
Полярность. Зависит от расположения положительной и отрицательной клеммы. В моделях с прямой полярностью «плюс» находится слева, а «минус» — справа. В случае обратной полярности — наоборот. Чтобы выбрать правильную полярность, необходимо посмотреть, как расположены токовыводы в автомобиле.
Обслуживаемый и необслуживаемый тип. Первый тип отличается более доступной ценой, но придётся периодически проверять уровень электролита, пополняя его при необходимости дистиллированной водой. Некоторые водители этого не делают, и аккумулятор быстро выходит из строя. При таком подходе лучше выбирать модели, не требующие обслуживания, они практически не подвержены выкипанию электролита.
Отличить аккумулятор, который необходимо обслуживать, можно по наличию верхней крышки. Иногда она может быть спрятана под съёмной панелью. Если крышки нет, то аккумулятор относится к категории необслуживаемых.
О самых популярных марках, расскажем в следующей статье.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе о новинках авторынка.