Это вечный вопрос. Еще во времена зарождения христианства многие язычники упрекали последователей Христа в трусости, мягкости, отсутствии воли к жизни. В их сознании не могло уложиться, как можно не сопротивляться, когда тебя убивают, как можно пожертвовать всем ради веры, а не остаться в живых, поклонившись статуе императора...
И до настоящего времени многие люди считают, что смирение – это слабость, тем более, при нынешнем насаждении культа успешного человека, который должен взять от жизни все. Но если внимательно изучить Евангелие, труды Святых Отцов, то мы поймем, что смирение – это прежде всего, осознание собственного недостоинства, того, что без помощи Божией мы не можем сотворить доброго ничего, и что в этом мире мы ничего не имеем, кроме данного Богом.
Смирение является противоположностью гордыни. Соответственно, смиренным человек может стать, только победив мать всех грехов. А теперь представим себе, каково это отказаться от своей гордыни. С одной стороны, легко сказать в себе самом – да, я смиренный, но стоит столкнуться с искушениями, допустим, когда тебя кто-то оскорбил, толкнул, не додал по твоему мнению денег, да просто сделал что-то не так, как ты себе представлял, и вот тут и начинается гнев, зависть, ругань, а то и рукоприкладство. Вот оно наше смирение.
А теперь подумаем, сколь же душевной силы нужно, чтобы не осудить, не завидовать, простить долг, не ответить на оскорбление, не полезть в драку. Что тяжелее – ответить или промолчать? Очевидно, что второе. А это и значит, что смирение – это и есть настоящая сила. Сила смирения проявляется и в том, что горделивых людей много, но кто помнит о них, когда они уходят в иной мир? И, с другой стороны, сколько мы помним, любим и знаем святых, которые своим смирением стяжали святость, дела которых навечно вписаны в нашу память.
Кто сможет назвать Спасителя слабым, хотя Он был образцом совершенного смирения, даже до смерти мученической. Что было проще с божественными возможностями – стать царем земным или умереть на Кресте за всех нас? Ответ однозначен.
Смирение – это сила, но не та, которая направлена наружу и сокрушает все вокруг себя, а та, которая внутри нас есть, но преображает все вокруг себя.
Также важно понимать, что не будет смирением стоять и смотреть, как обижают ближнего, как творится явная несправедливость. Если христианин не вмешивается в подобные ситуации, чтобы защитить обиженного, то вот это и есть проявление трусости, а не смирения.