Прощение именно, как феномен культуры, психологии, религиозный феномен и психиатрический.
В религии в общем-то все понятно: ветхий завет "око за око", новый завет "простить" и никаких гвоздей. В иудаизме три раза попроси прощение, и, если не простили, то от своей вины ты освобожден, но есть нюанс: действие необходимо прекратить, содеянное признать, высказать сожаление о сем и принять решение больше ни-ни. В исламе, также, как и в христианстве - прощать и никаких гвоздей, мол "мы из числа тех, кто терпит насилие, а не тех, кто его совершает".
Евреи, как всегда, отличаются практичностью. Какой толк пострадавшему от прощения, если его продолжают обижать? А так иудаизм дает вполне действенный инструмент для решения этого конфликта.
В психологии все эти не переработанные, непрощенные обиды по сути являются травмами, и они очень сильно модифицируют поведение человека.
Самый простой пример: трехлетнюю девочку другие более взрослые дети окружили стегают крапивой, ей больно, она плачет. Подходит ее мать и вместо того что бы ее защитить, начинает говорить бьющим ее детям, что да, стегайте ее, она плохая, она не слушается.
Травма? Травма психологическая и еще какая. Забудется? В осознанном кластере воспоминаний - ясен пень забудется, ну если мамаша не активировала бы эти воспоминания, своими долбаными: "а ты помнишь?" Вытеснение куда уж без него, а вот в неосознанном все по любому записано в ПЗУ. Итог: почти все мужья, кроме последнего, ее предавали. Она гениально умеет выбирать людей, потенциально могущих предать, а если ей такой не попадался, она делала все чтобы сие произошло! Такой вот Мефистофель в юбке. Будем надеяться, что последний муж в рамках уже своих травм будет давать ей "по жопе" за такие художества и не вестись на провокации. При этом всем - все эти штуки не осознаются ни фига, они сами по себе происходят, по механизму "самосбывающегося пророчества".
Или другой пример. Мать перед дочерью 10 лет устраивает концерт под названием "прости меня дуру грешную", типа облегчиться на предмет того, что когда она была беременна этой дочерью, то активно пыталась прервать беременность "домашними" способами.
Облегчилась? И неоднократно! Но ребенку-то про сей истерический перфоманс зачем знать? Тупо формировать "травму отвержения"? Что, собственно, и происходит. Ну пыталась абортировать ребенка, ну не получилось - ну оставь это в себе. Не ломай мир ребенка, что он хороший и его любят. Хочется поделиться? Плати деньги и "делись" с психологом. Нет денег? С подругами. Перед подругами сломается образ "идеальной матери"? Тогда со случайными попутчиками. Им пофиг, идеальная вы или не идеальная. Ребенка оставь в покое.
И таких примеров не просто много, а очень много.
Наши чудные родительницы перемалывают жизни своих детей еще в самом начале, когда они еще жить не начали. В итоге из дитеныша такой мамаши получаем "на выходе" человека с очень специфическим поведением, обусловленным ворохом психологических защит, а уж если у такого травматика, упаси Бог, какая-нибудь психиатрия нарисуется... А она нарисуется по любому. То получаем мы черт-те чего и "сбоку бантик".
Одно время был очень популярен на Дзене психолог, который практически все психозы объяснял через призму не диагносцированного посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Ну абсолютизировать все, конечно, не надо. С другой стороны, ПТСР - это не только у участников военных конфликтов или каких-то реальных природных или техногенных катастроф.
Близкие формируют нормальный, классический ПТСР, что называется "легко и непринужденно". Классический пример - уход мужа к другой, особенно если человек вхож в семью и по его социальной роли не предполагается такая вот история (близкие подруги, матери, дочери, сестры и т.д. и т.п.). Лечила я женщину которой изменил муж и украл деньги, которые они копили на квартиру дочери. Выяснилось, что любовница родила "сына", но он вот так ее отблагодарил, при этом предполагал брак с женой сохранить. Там да, был классический ПТСР, с флешбэками разговора, когда он ее "порадовал" и т.д. и т.п. Ну и депрессия, куда уж без нее.
Сможет эта женщина построить нормальные отношения с другим мужчиной? Скорее всего нет. Сейчас для нее адаптивно жить одной.
Что будет лет через 5-10, время покажет.
А теперь представьте ребенка. У него механизмы психологической защиты нормально работают, вытеснит все. Только вот строить свою жизнь будет с учетом тех мест, которые "покалечили".
Во второй истории с матерью, которая "каялась" в абортах перед дочерью, у девочки после пары лет "переработки" всего этого дурдома 4 попытки суицида с тяжеленной депрессией. По сути, она из психиатрических больниц не выходит: 4-5 госпитализаций за год. А ей, простите, 20 еще нет.
Помнит ли она про эти все перфомансы имени своей мамаши? Говорит, что помнит. На словах относится, как "к болтовне", реально - реально "знаю, что не любит". Флешбэки у нее бывают, но немного на другую тему, хотя тоже связанные со сложными отношениями с мамашей. К терапии девочка резистентна, комплаенс тоже плохой. Лечится она не хочет. В общем все так как "завещала" мама - делает все чтобы помереть.
Так вот возвращаясь к теме прощения. Мать этой девочки все уши прожужжала, что типа "она же прощение попросила и дочь должна простить". "Простить" в ее понимании - "прекратить суициды" и прочую "депрессию", зажив с мамашей "долго и счастливо". Не работает это так. Вред должен быть компенсирован, тогда и прощение появится легко и непринужденно, ну и психотравмирующий фактор должен прекратить свое действие.
Но объяснить это матери девочки, вырядившейся сейчас в "одежды спасателя" невозможно. Ну а девочка? Девочка очередной раз готовит "побег", хорошо, что получилось пока ее переориентировать с "побегов в смерть" в "побеги в дурдом".
Что еще почитать