Манипуляции и абьюз тесно переплетены. Практически невозможно провести четкую грань между абьюзивным и манипулятивным воздействием. Каждый абьюзер является манипулятором. Сегодня предлагаю разобрать очень коварный и жестокий манипулятивный прием – ложный компромисс.
Ложный компромисс – выбор без выбора, преподнесенный как компромисс, то есть когда под видом компромисса абьюзер человеку внушает неизбежность принятия своего варианта.
Например, вы человеку говорите о том, что тот вам должен денег и давно уже прошли те сроки, в течение которых тот собирался вернуть долг. А он вам говорит, что так уж и быть, вы можете выбрать: либо он вам вернет половину суммы, либо вообще ничего не вернет.
Или другой пример. Женщина говорит мужчине, что ее напрягает большое количество каких-то непонятных подруг в его окружении, его постоянные отсутствия вечерами. На то он ей сначала говорит о ее неадекватности, а потом, так уж и быть, что познакомит ее с одной из своих давних подруг. Но в его образе жизни ничего не меняется.
Итак, манипуляция «ложный компромисс» это:
- Иллюзия того, что одна из сторон услышала и учла требования второй стороны
- Продавливание воли манипулятора под вуалью компромисса, диалога и взаимных уступок
- Замаскированный ультиматум: «Или по-моему, или никак»
Вот признаки ложного компромисса.
1) Манипулятор выдает такое решение, которое покрывает его/ее потребности, а потребности оппонента – нет
То есть манипулятор остается при своих интересах. Получает и делает то, что хочет. Ну либо выполняет какие-то мелочи, которые для него/нее ничего не значат. А вот оппонент по сути не получает ничего. Хотя все преподнесено под вкусным соусом.
2) Иллюзия выбора вместо выбора
Если какое-то решение вам преподносят как обоюдное решение, то далеко не факт, что оно является таковым.
Например, вы просите 1, а манипулятору нужно 10. Манипулятор вам говорит: «Ну ладно, так и быть, все ради тебя, пусть будет 9. Ну или если хочешь будет 10». Формально выбор у вас есть, но выбираете вы между тех вариантов, которые выгодны манипулятору.
3) Смещение акцента с того, что потребности оппонента в итоге не удовлетворены, на процесс выбора
Вас не спрашивают, подходит ли вам данное решение. Акцент смещают именно на то, что вы хотели выбор, хотели других вариантов – ну вот берите, получите.
4) Мнение оппонента не спрашивается
Оппонент вначале высказал пожелания, но манипулятор выдал свое решение, назвав его компромиссом. Манипулятор быстрее пытается зафиксировать результат, обратную связь от оппонента не спрашивают.
5) Безапелляционность решения манипулятора
Решение манипулятора выдается как итоговое, как принятое, утвержденное. Оппонента застают врасплох, не дают одуматься.
6) Подача мелких уступок в роли значимых
«Уступлю тебе на копейку, но от тебя заберу рубль. Да еще ты мне будешь благодарен за мою щедрость и доброту», - суть примерно такая.
Если понимаете, что вас хотят загнать в такую ловушку, то главное:
- Не давать согласия на такие условия
- Прекращать общение хотя бы на время, брать паузу
- Возвращать оппонента в русло равноценных переговоров
Меня зовут Вера Бокарева, я психолог, психотерапевт, д.с.н.
Запись на консультацию:
WhatsApp / Viber / Telegram: +7-963-231-37-12
Уважаемые читатели, а вам такое знакомо?