Предобзор к Гран-При Австралии Формулы-1 (31.03.2023-02.04.2023)
История официальных взаимоотношений Зеленого континента и Формулы-1 насчитывает уже практически 50 лет. В далеком 1985 году «Большой цирк» впервые приехал на экзотические по тем временам земли кенгуру и коал, где солнечным ноябрьским днем состоялся завершающий этап 36-го чемпионата мира (справедливости ради стоит сказать, что внезачетные гонки в Австралии появились в соревновательном графике гонщиков раньше, и их победителями становились Джеки Стюарт, Джим Кларк, Брюс МакЛарен и другие известные пилоты). С тех пор этап в Аделаиде прочно вошел в календарь соревнований и на протяжении 11 лет неизменно завершал гоночный сезон. Квинтэссенцией сражений у ипподрома «Виктория-Парк» стала гонка 1994 года, схлестнувшая в борьбе за титул Михаэля Шумахера и Дэймона Хилла, когда лидировавший Benetton немца после ошибки своего наездника хитро довернул в Williams британца, вынудив последнего сойти, оставив чемпионский титул Михаэлю.
Старт 1995-го года стал последним для самобытной городской трассы, после чего Формула-1 дружно перебралась на 650 километров юго-восточнее, в Мельбурн. Видя коммерческий успех этапа в Аделаиде, власти столицы штата Виктория пораскинули мозгами и сделали руководству серии предложение, от которого то не смогло отказаться. Данное решение вызвало серию протестов защитников природы, опасавшихся за судьбу городского парка. В споре администрации и правозащитников ожидаемо победили первые, и Австралия, не успев перевернуть календарь 1996-го года, переехала с конца чемпионата на его начало – уже 8 марта рев гоночных двигателей раздался у вод мельбурнского залива Порт-Филипп. Однако перенос этапа несколько ударил по популярности серии в Австралии, первая гонка на новом треке собрала почти на 20% меньшую аудиторию, чем в Аделаиде.
Уже через пару лет к новому автодрому все попривыкли, и в Альберт-парке всегда стояла дружественная и благодушная атмосфера – болельщики за зиму успевали соскучиться по гонкам, поэтому первый этап становился большим праздником. Но для команд, едва успевших подготовить новые болиды, трасса в Мельбурне добавляла головной боли – в течение года автодром не использовался для других стартов, и на грязном, пыльном, кочковатом асфальте гонщики частенько корректировали облик только что созданных боевых «коней» об окружающие трек стены, чем доставляли механикам незапланированную конструкторскую практику. Кроме того, среднескоростная трасса с обилием виражей и коротких прямых крайне требовательна к настройкам – требуется найти компромисс между скоростью и прижимной силой, уделив особое внимание стабильности на выходе из поворотов.
Лучше всех справиться со своенравной австралийской трассой пока удается Ferrari – красные болиды девять раз первыми увидели клетчатый флаг, а лидером по победам остается Михаэль Шумахер – именно он был за рулем машины с черным жеребцом на эмблеме в 4 случаях из 9. Из нынешних пилотов пока даже близко никто не подобрался к немцу – ближайшим преследователем является Льюис Хэмилтон, праздновавший успех в 2008 и 2015 годах, а лучшим результатом действующего чемпиона мира Макса Ферстаппена является 3-е место в 2019 году. Ну а российским болельщикам арена первой гонки сезона подарила настоящий праздник в 2011 году, когда на призовой подиум взошел Виталий Петров.
Хочется провести параллели с прошлым годом, когда Гран-При Австралии кончился полным доминированием Ferrari и утверждениями, что сезон точно останется за «красными», а в итоге все перевернулось с ног на голову. Но нынешняя форма Red Bull не оставляет ни единого шанса своим соперникам, и при прочих равных австрийцы не упустят своего в ближайшие выходные. Тем не менее, трасса в Мельбурне имеет свой неповторимый характер, не прощающий самоуверенности и расслабленности. К кому фортуна повернется лицом, а к кому – кенгуриной сумкой, узнаем уже в текущие выходные.
Расписание трансляций (время московское):
Пятница, 31 марта:
4.30 – 1-я тренировка, 8.00 – 2-я тренировка
Суббота, 1 апреля
4.30 – 3-я тренировка, 8.00 – квалификация
Воскресенье, 2 апреля
8.00 – гонка