В предыдущем посте мы рассказывали, что означает маркировка на боковинах покрышек, как её читать и как подобрать шины по основным параметрам. А в этой статье речь пойдёт про летние покрышки, «сезон» которых для многих российских автомобилистов начинается прямо сейчас. Давайте разберёмся, какими бывают летние шины.
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
Типы летних шин
Спортивные. Покрышки, которые создаются для динамичной езды и быстрых автомобилей. И необязательно для спорткаров или топовых версий седанов, но и для мощных кроссоверов. Спортивные шины отличаются жёстким протектором и низким профилем боковины. За счёт этого они лучше других цепляются за сухой асфальт, наделяя машину более острыми реакциями и уменьшая тормозной путь. Однако такие покрышки обычно проигрывают в комфорте, в сцеплении на мокром или грязном покрытии и оказываются беспомощными даже на лёгком бездорожье. И цена у них, как правило, выше, чем у остальных.
Дождевые. При создании такого типа шин производители сознательно жертвуют сцеплением на сухом асфальте ради улучшения характеристик на мокром. Их протектор мягче, чем у спортивных, на нём больше канавок для отвода воды. Такие покрышки лучше спортивных держат машину во время дождя, уменьшают тормозной путь и активнее сопротивляются аквапланированию. Впрочем, когда дорога высыхает, они тоже работают хорошо, но при этом могут изнашиваться быстрее.
Комфортные. При разработке таких шин инженеры стараются добиться лучшей мягкости хода и снизить дорожный шум. Оно и неудивительно, ведь это именно тот параметр, по которому мы часто выбираем резину. Увы, эти факторы требуют немалых жертв — такая покрышка может неплохо работать в дождь, но на сухом асфальте автомобиль будет хуже слушаться руля и тормозить. Кроме того, комфортные шины интенсивнее изнашиваются и боятся ям, потому что комфорт обеспечивают более мягкая резина и более тонкие боковины.
Усиленные. Шины, которые подойдут тем, кто много ездит с большой нагрузкой и/или по плохому асфальту. У таких покрышек усиленный каркас и больше слоёв корда на боковинах. Расплачиваться за выносливость приходится комфортом — автомобиль, обутый в усиленные шины, будет жёстче и шумнее на ходу. А ещё немного медленнее и прожорливее, потому что такие покрышки весят больше обычных.
Экономичные (экологичные). Шины, главное качество которых — пониженное сопротивление качению. Что, в свою очередь, позволяет экономить топливо и делает автомобиль в целом более экологичным, поэтому автопроизводители любят оснащать такими покрышками гибриды и электромобили. Чтобы снизить сопротивление, шины делают из более жёсткой резины. Это попутно повышает их износостойкость, зато ухудшает сцепление с дорогой и комфорт.
Внедорожные. Шины, предназначенные для кроссоверов и внедорожников. Они лучше всех остальных работают на бездорожье, заметно повышая проходимость автомобиля. Но это худшие шины для асфальта — на твёрдом покрытии они быстрее изнашиваются, сильно шумят и увеличивают расход топлива из-за повышенного сопротивления качению. А главное — сцепление с асфальтом у них неважное, машина хуже слушается руля и тормозит.
Универсальные. Самый распространённый вид покрышек. При их создании шинники стараются найти компромисс между противоречивыми требованиями к шине: сделать так, чтобы она неплохо работала и на сухом, и на влажном асфальте, могла справиться хотя бы с лёгким бездорожьем, не сильно шумела и не слишком быстро изнашивалась. Крайнее проявление подобной универсальности — «всесезонные» шины, которые компании предлагают и как альтернативу зимним. Но их эксплуатация оправдана лишь там, где почти не бывает снега и сильных морозов.
Понятно, что сравнение универсальных шин по каждому из параметров проигрывает более специализированным. Однако для тех, кто не обладает мощным автомобилем и ездит по разнообразным дорогам, они могут стать самыми комфортными летними шинами. Кроме того, именно они, скорее всего, будут самыми привлекательными по цене.
Как определить тип летней шины
Увы, на боковинах летних шин обычно не написано, к какому подвиду они относятся. Разбираться с достоинствами и недостатками конкретной модели придётся самостоятельно. Можно, конечно, обратиться к продавцу, но это не самый надёжный источник информации — консультанты не всегда хорошо разбираются в этом вопросе или имеют свой интерес и план по продажам. Поэтому лучше заранее изучить описания и характеристики разных моделей на сайтах шинных компаний, а также почитать специализированные обзоры.
Но опытному автовладельцу многое может сказать и внешний вид шины. У спортивных шин протектор обычно разделен узкими канавками на относительно крупные блоки. За счёт этого покрышка менее податлива при боковых нагрузках и лучше держит автомобиль в поворотах. Кроме того, часто производители добавляют к имени модели слово Sport или индекс HP, который расшифровывается как High Performance.
Для дождевых шин, наоборот, характерны глубокие продольные канавки в сочетании с поперечными или диагональными, которые образуют на протекторе подобие «ёлочки», эффективно отводящей воду из пятна контакта. Такие покрышки часто делают направленными — на их боковинах указывается направление вращения, при котором они лучше справляются со своими обязанностями.
Несложно отличить от остальных типов и внедорожные покрышки — по более крупным «шашкам» протектора, разделённым широкими канавками и заходящим на боковины. У универсальных шин, особенно для кроссоверов, разделение протектора на блоки не столь сильно выражено, но, как правило, он испещрён продольными и поперечными канавками разной ширины.
Усиленные модели шин внешне часто не отличаются от обычных, имеют тот же рисунок протектора. Зато их можно узнать по буквам XL на боковинах или по индексу нагрузки — при той же размерности у усиленной покрышки он будет выше. Сложнее всего опознать комфортные и экономичные шины — эти качества достигаются прежде всего за счёт специальных резиновых смесей и внутренней конструкции покрышек. Косвенными признаками могут служить фирменные названия моделей (например, Michelin в линейке экономичных шин использует слово Energy, а Goodyear – слово Efficient).
Однако показатели шума и топливной экономичности с 2012 года производителей шин обязали указывать на специальном стикере, который наклеивается на новую покрышку. Экономичность иллюстрирует диаграмма с литерами от А до G, где первая буква алфавита соответствует минимальному сопротивлению качению. Внешний шум от шины указывают в децибелах, но проще понять, насколько она тихая, по иконке с «динамиком» — чем меньше на ней полосок, тем лучше.
Шины для внедорожников
Несколько особняком стоят внедорожные шины. У них специфичная область применения, и они в свою очередь делятся на собственные подгруппы. К какой из них относится внедорожная покрышка, можно определить по паре букв на боковине.
- HT (H/T) — Half Terrain. Шины с такой маркировкой внешне похожи на универсальные (или всесезонные) с относительно мелко нарезанным протектором. Они предназначены для внедорожников, которые в основном эксплуатируются на асфальте, но с такими шинами можно преодолеть и лёгкое бездорожье — проехать по каменистой дороге или грунтовке.
- АТ (A/T) — All Terrain. Передвигаться на таких покрышках по асфальту ещё можно, но шум, расход топлива и износ резины при этом будут заметно выше. А тормозной путь — длиннее. Зато на бездорожье обутый в All Terrain джип уже способен на многое, особенно в опытных руках. Эти шины среди внедорожных считаются наиболее универсальными. И выбор таких моделей самый широкий.
- MT (M/T) — Mud Terrain. Шины для серьёзного бездорожья, с протектором, разделённым на отдельные блоки широкими канавками. Такие покрышки отлично работают в грязи и не боятся острых камней — за счёт усиленного каркаса и толстого слоя резины. По той же причине они заметно тяжелее покрышек HT и AT, и передвигаться на них по асфальту ещё менее комфортно — шумно, медленно и с большим расходом топлива.
- XT (MXT) — (Mud) Extreme Terrain. Шины для экстремального бездорожья, фактически не предназначенные для езды по ровным дорогам. Двигаться с большой скоростью на них некомфортно и небезопасно, зато они помогут проехать там, где на других покрышках внедорожник скорее всего застрянет. Используются в основном для внедорожных соревнований или трофи.