Летние шины: какими бывают и какие выбрать

77K прочитали
В предыдущем посте мы рассказывали, что означает маркировка на боковинах покрышек, как её читать и как подобрать шины по основным параметрам.

В предыдущем посте мы рассказывали, что означает маркировка на боковинах покрышек, как её читать и как подобрать шины по основным параметрам. А в этой статье речь пойдёт про летние покрышки, «сезон» которых для многих российских автомобилистов начинается прямо сейчас. Давайте разберёмся, какими бывают летние шины.

Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!

Типы летних шин

Спортивные. Покрышки, которые создаются для динамичной езды и быстрых автомобилей. И необязательно для спорткаров или топовых версий седанов, но и для мощных кроссоверов. Спортивные шины отличаются жёстким протектором и низким профилем боковины. За счёт этого они лучше других цепляются за сухой асфальт, наделяя машину более острыми реакциями и уменьшая тормозной путь. Однако такие покрышки обычно проигры­вают в комфорте, в сцеплении на мокром или грязном покрытии и оказываются беспомощными даже на лёгком бездорожье. И цена у них, как правило, выше, чем у остальных.

Дождевые. При создании такого типа шин производители сознательно жертвуют сцепле­нием на сухом асфальте ради улучшения харак­теристик на мокром. Их протектор мягче, чем у спортивных, на нём больше канавок для отвода воды. Такие покрышки лучше спортивных держат машину во время дождя, уменьшают тормозной путь и активнее сопротив­ляются аква­планиро­ванию. Впрочем, когда дорога высыхает, они тоже работают хорошо, но при этом могут изнашиваться быстрее.

Комфортные. При разработке таких шин инженеры стараются добиться лучшей мягкости хода и снизить дорожный шум. Оно и неудивительно, ведь это именно тот параметр, по которому мы часто выбираем резину. Увы, эти факторы требуют немалых жертв — такая покрышка может неплохо работать в дождь, но на сухом асфальте автомобиль будет хуже слушаться руля и тормозить. Кроме того, комфортные шины интенсивнее изнаши­ваются и боятся ям, потому что комфорт обеспечивают более мягкая резина и более тонкие боковины.

Усиленные. Шины, которые подойдут тем, кто много ездит с большой нагрузкой и/или по плохому асфальту. У таких покрышек усиленный каркас и больше слоёв корда на боковинах. Расплачи­ваться за выносли­вость приходится комфортом — автомобиль, обутый в усиленные шины, будет жёстче и шумнее на ходу. А ещё немного медленнее и прожорливее, потому что такие покрышки весят больше обычных.

Экономичные (экологичные). Шины, главное качество которых — пониженное сопротив­ление качению. Что, в свою очередь, позволяет экономить топливо и делает автомобиль в целом более экологичным, поэтому автопроиз­водители любят оснащать такими покрышками гибриды и электро­мобили. Чтобы снизить сопротив­ление, шины делают из более жёсткой резины. Это попутно повышает их износо­стойкость, зато ухудшает сцепление с дорогой и комфорт.

Внедорожные. Шины, предназначенные для кроссоверов и внедорожников. Они лучше всех остальных работают на бездорожье, заметно повышая проходи­мость автомобиля. Но это худшие шины для асфальта — на твёрдом покрытии они быстрее изнаши­ваются, сильно шумят и увеличи­вают расход топлива из-за повышенного сопротив­ления качению. А главное — сцепление с асфальтом у них неважное, машина хуже слушается руля и тормозит.

Универсальные. Самый распространённый вид покрышек. При их создании шинники стараются найти компромисс между противо­речивыми требова­ниями к шине: сделать так, чтобы она неплохо работала и на сухом, и на влажном асфальте, могла справиться хотя бы с лёгким бездорожьем, не сильно шумела и не слишком быстро изнашивалась. Крайнее проявление подобной универсаль­ности — «всесезонные» шины, которые компании предлагают и как альтер­нативу зимним. Но их эксплуатация оправдана лишь там, где почти не бывает снега и сильных морозов.

Понятно, что сравнение универсальных шин по каждому из параметров проигрывает более специали­зированным. Однако для тех, кто не обладает мощным авто­мобилем и ездит по разно­образным дорогам, они могут стать самыми комфортными летними шинами. Кроме того, именно они, скорее всего, будут самыми привлекатель­ными по цене.

Как определить тип летней шины

Увы, на боковинах летних шин обычно не написано, к какому подвиду они относятся. Разбираться с достоин­ствами и недостатками конкретной модели придётся само­стоятельно. Можно, конечно, обратиться к продавцу, но это не самый надёжный источник информации — консультанты не всегда хорошо разбираются в этом вопросе или имеют свой интерес и план по продажам. Поэтому лучше заранее изучить описания и харак­теристики разных моделей на сайтах шинных компаний, а также почитать специали­зированные обзоры.

Но опытному автовладельцу многое может сказать и внешний вид шины. У спортивных шин протектор обычно разделен узкими канавками на относи­тельно крупные блоки. За счёт этого покрышка менее податлива при боковых нагрузках и лучше держит автомобиль в поворотах. Кроме того, часто произво­дители добавляют к имени модели слово Sport или индекс HP, который расшифро­вывается как High Performance.

В предыдущем посте мы рассказывали, что означает маркировка на боковинах покрышек, как её читать и как подобрать шины по основным параметрам.-2

Для дождевых шин, наоборот, характерны глубокие продоль­ные канавки в сочетании с поперечными или диагональ­ными, которые образуют на протекторе подобие «ёлочки», эффективно отводящей воду из пятна контакта. Такие покрышки часто делают направ­ленными — на их боковинах указывается направ­ление вращения, при котором они лучше справляются со своими обязанностями.

Несложно отличить от остальных типов и внедорожные покрышки — по более крупным «шашкам» протектора, разделённым широкими канавками и заходящим на боковины. У универсаль­ных шин, особенно для кроссоверов, разделение протектора на блоки не столь сильно выражено, но, как правило, он испещрён продольными и поперечными канавками разной ширины.

Усиленные модели шин внешне часто не отличаются от обычных, имеют тот же рисунок протектора. Зато их можно узнать по буквам XL на боковинах или по индексу нагрузки — при той же размерности у усиленной покрышки он будет выше. Сложнее всего опознать комфортные и экономичные шины — эти качества достигаются прежде всего за счёт специальных резиновых смесей и внутренней конструкции покрышек. Косвенными признаками могут служить фирменные названия моделей (например, Michelin в линейке экономичных шин использует слово Energy, а Goodyear – слово Efficient).

В предыдущем посте мы рассказывали, что означает маркировка на боковинах покрышек, как её читать и как подобрать шины по основным параметрам.-3

Однако показатели шума и топливной экономичности с 2012 года производителей шин обязали указывать на специальном стикере, который наклеивается на новую покрышку. Экономич­ность иллю­стрирует диаграмма с литерами от А до G, где первая буква алфавита соответ­ствует минималь­ному сопротив­лению качению. Внешний шум от шины указывают в децибелах, но проще понять, насколько она тихая, по иконке с «динамиком» — чем меньше на ней полосок, тем лучше.

Шины для внедорожников

Несколько особняком стоят внедорожные шины. У них специфичная область применения, и они в свою очередь делятся на собственные подгруппы. К какой из них относится внедорожная покрышка, можно определить по паре букв на боковине.

  • HT (H/T) — Half Terrain. Шины с такой маркировкой внешне похожи на универсаль­ные (или всесезонные) с относительно мелко нарезанным протектором. Они предназ­начены для внедорожников, которые в основном эксплуати­руются на асфальте, но с такими шинами можно преодолеть и лёгкое бездорожье — проехать по каменистой дороге или грунтовке.
  • АТ (A/T) — All Terrain. Передвигаться на таких покрышках по асфальту ещё можно, но шум, расход топлива и износ резины при этом будут заметно выше. А тормозной путь — длиннее. Зато на бездорожье обутый в All Terrain джип уже способен на многое, особенно в опытных руках. Эти шины среди внедорожных считаются наиболее универсаль­ными. И выбор таких моделей самый широкий.
  • MT (M/T) — Mud Terrain. Шины для серьёзного бездорожья, с протектором, разделённым на отдельные блоки широкими канавками. Такие покрышки отлично работают в грязи и не боятся острых камней — за счёт усиленного каркаса и толстого слоя резины. По той же причине они заметно тяжелее покрышек HT и AT, и пере­двигаться на них по асфальту ещё менее комфортно — шумно, медленно и с большим расходом топлива.
  • XT (MXT) — (Mud) Extreme Terrain. Шины для экстремального бездорожья, фактически не предназ­наченные для езды по ровным дорогам. Двигаться с большой скоростью на них некомфортно и небезопасно, зато они помогут проехать там, где на других покрышках внедорожник скорее всего застрянет. Используются в основном для внедорожных соревнований или трофи.