Найти тему
Наша Психология

Животные должны дружить

Оглавление

Зоопсихолог Елена Федорович рассказала журналу «Наша Психология» о том, что собакам, кошкам и многим диким животным просто необходимо быть в группе и общаться с себе подобными. Наши домашние любимцы испытывают потребность в дружеском общении и привязанности.

Что такое аффилиативное поведение животных? Термин «аффилиация» (от англ. аffiliation прием в члены, связь) был предложен известным американским психологом Генри Мюрреем еще в 1938 году для описания одной из важнейших человеческих потребностей. Аффилиация – это стремление человека быть в обществе себе подобных, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с ними, чтобы тебя принимали и считали своим. подобных, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с ними, чтобы тебя принимали и считали своим.

Однако, как считают ученые, изучающие поведение высших животных, потребность в принятии, привязанности и общении – не привилегия лишь людей. Аффилиативное поведение – стремление к контакту с себе подобными, к привязанности, сопричастности к группе – свойственно и многим представителям животного мира. Чтобы быть в группе и быть принятым ей, надо уметь приветствовать других, заявлять о своих миролюбивых намерениях и успокаивать агрессоров.

ОБЪЯТЬЯ И ПЕСНИ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ

Один из самых распространенных видов аффилиативного поведения у обезьян – разбирание шерсти руками, сидя рядом, касаясь и полуобнимая друг друга, – мы часто называем этот процесс «выкусыванием блох». А ученые называют это поведение грумингом. Груминг является мощным средством для объединения хорошо знакомых друг с другом индивидов. Обезьяны прибегают к телесному контакту, когда они возбуждены. Дружеские дотрагивания, почесывания и объятия – прямой путь успокоить «товарища» (а заодно и себя тоже) и таким образом избежать усиления агрессии. Поэтому подчиненные больше грумингуют доминантов, а самцы – самок для достижения у них успеха. Вы по-прежнему считаете, что мамаши-обезьяны грумингуют своих младенцев, исключительно чтобы содержать их шерсть в чистоте?

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-2247870-2', blockId: 'R-A-2247870-2' }) })

Аффилиативным поведением у приматов являются и дневной и ночной отдых вместе, и дележка пищи. Маленькие обезьянки тити – партнеры часто сидят рядом, переплетясь хвостами. Стремясь к объединению, эти обезьянки поют дуэтом. Чтобы спеть синхронно с партнером, нужно скоординировать с ним действия и по времени, и в пространстве. Наблюдали, что в неволе пары тити поют дуэтом каждый раз, когда воссоединяются после того, как их разъединили для проведения каких-либо процедур. В природе пение дуэтом партнеров наблюдается гораздо чаще, чем половое поведение. Дуэты партнеров – обезьян-ревунов и гиббонов слышали многие.

В ПОИСКАХ ЕДИНСТВА

А как проявляется стремление быть вместе у других животных, не похожих на приматов? Слоны, находящиеся в «дружеских отношениях», часто дотрагиваются друг до друга. В качестве приветствия и выражения миролюбивых намерений они могут переплетать свои хоботы, стоя «лицом к лицу». Стремление к теплым отношениям у слонов выражается и в приветствии, при котором один слон засовывает свой хобот в рот другого слона. Аффилиативные виды поведения у слонов иногда предстают и в виде игр, таких как притворные драки или погони-преследования.

У дельфинов есть свой «эквивалент» груминга приматов – это так называемый петтинг, или трение, когда дельфины трогают, поглаживают другого при помощи своих грудных плавников. Другие формы аффилиативного поведения дельфинов ы часто наблюдаем в дельфинариях. Именно их закрепляют для выполнения трюков дрессировщики. Один из самых эффектных и распространенных видов такого поведения у дельфинов – это совместное выпрыгивание из воды. Ученые считают, что степень синхронности плавания, прыжков и переворотов под водой, исполняемых самцами, находящимися «в альянсе», точнее всех других показателей свидетельствуют об их сплоченности. Синхронное выпрыгивание на поверхность является распространенным компонентом изумительно разнообразных демонстраций, которые исполняют самцы вокруг самки. В данном случае синхронность действий самцов в потенциально конкурентной ситуации может понижать напряженность между ними.

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-2247870-2', blockId: 'R-A-2247870-2' }) })

СИГНАЛЫ МИРОЛЮБИВЫХ НАМЕРЕНИЙ

А что же наши домашние питомцы? Для собак очень важно быть в группе, и поэтому им необходимо уметь показывать свои дружелюбные намерения. Касания, подталкивания мордой, наваливание боком, поддержание близкой дистанции, отдых, тесно прижавшись к хозяину, если тебя не гонят и гладят, сообщают животному: «Ты свой» – и это успокаивает. Собаки сокращают дистанцию с хозяевами, прижимаются к ним в ситуациях, которые рассматривают для себя как угрожающие или неопределенные.

С кошками сложнее. Однако и у «живущей самой по себе» кошки есть формы аффилиативного поведения, позволяющие заявить о своих миролюбивых намерениях и, по возможности, успокоить потенциального агрессора.

Подход кошки с поднятым почти вертикально хвостом, кончик которого при этом отогнут в сторону того, к кому она направляется, я думаю, известен всем. Ученые показали, что чаще всего подход «хвост вверх» демонстрирует индивид более низкого ранга по отношению к кошкам более высокого ранга (или хозяевам). Животное, поднимая «хвост вверх», передает специфическую информацию: оно признает более высокий ранг адресата сигнала или сомневается в его намерениях, но на всякий случай информирует его о своем желании взаимодействовать миролюбиво. Получатель сигнала может не отвечать, и взаимодействие заканчивается. Если же другое животное тоже поднимает «хвост верх», то, скорее всего, взаимодействие продолжится, а за ним последуют «нюханье носа» и «взаимное трение» (кошка трется телом, головой, шеей вдоль тела другой кошки или о части тела любимого хозяина). В целом все это составляет поведение приветствия. Кстати, более часто инициативу аффилиативных взаимодействий проявляют кошки, а не коты. При этом «хвост вверх» и «трение» чаще демонстрируются самками по отношению к самцам, а «нюханье носа» более часто проявляется самцами по отношению к самкам.

Ученые считают, что сигнал о миролюбивых намерениях – «хвост вверх» – у кошек эволюционно произошел из поведения приветствия котятами своей матери (или других взрослых кошек). Когда котята видят мать, они приближаются к ней с поднятыми вверх хвостиками, трутся лбом, а затем верхней частью головы об ее подбородок. Эта последовательность обычно связана с требованием пищи. В ходе одомашнивания, вследствие увеличения количества взаимодействий с другими индивидами, это инфантильное поведение моглосохраниться у взрослых кошек, чтобы сдерживать агрессивные намерения других особей.

Единственным представителем кошачьих, использующим поднятый хвост и «трение» для приветствий, помимо кошек, является лев. И это не удивительно, так как именно львы способны жить группами, состоящими, как и у одомашненных кошек, из генетически родственных самок, их потомства и некоторых самцов.

ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Умение проявлять аффилиативное поведение для животных необходимо. Показано, что отделение индивида от группы у многих животных приводит к депрессии, психосоматическим заболеваниям, нарушенному поведению, такому как стереотипии, или повреждению себя, болезненному снижению активности и иногда – к смерти. И наоборот, воссоединение со знакомыми – к эмоциональной активации, увеличению сопротивляемости болезням и даже значительному улучшению способности решать разного рода задачи в тестах, предлагаемых учеными. Примеры этого бесчисленны.

Например, если человек, угрожающий собаке, подходит к ней в присутствии хозяина, частота ее сердцебиения гораздо ниже (то есть она пугается меньше), чем когда этот же человек подходит к ней, когда собака находится в одиночестве. (Собака меньше боится незнакомца, даже когда находится одна, если в прошлом встречалась с ним в присутствии хозяина!) Подростки медвежьих макак быстро успокаиваются, когда находят в своей клетке огромный мешок с опилками, и начинают его исследовать, если рядом присутствуют члены их группы (пусть даже и через решетку смотрящие на них). Телята лучше едят и меньше тревожно вокализируют, если другие члены стада пасутся рядом, пусть и через барьер. Поросята-подростки обследуют новые вольеры, если делают это вдвоем или втроем, поодиночке они это делать долго отказываются.

У Г. Мюррея есть еще одно определение аффилиации: это не только потребность, но и умение – умение испытывать привязанность, общаться с другими, присоединяться к группам и жить в группах. В последнее время стало очевидным, что потребность в дружеском общении и привязанности не дана никому от рождения – ни человеку, ни животным, будь это обезьяны, слоны, дельфины или собаки. Сама возможность испытывать «счастье быть вместе» формируется на самых ранних стадиях развития и зависит от того, как складываются отношения с матерью (или с обоими родителями) и сверстниками в раннем детстве. Выращенные «нарушенными» матерями особи не умеют проявлять аффилиативное поведение либо демонстрируют его гораздо меньше (и значительно больше агрессивного поведения) по сравнению с животными, выращенными нормальными матерями. «Психологическую поддержку» от своих соплеменников в ситуациях, описанных выше, могли получать лишь те особи, которые выращивались матерями своего вида. Животным, которые не приняли эстафету любви и привязанности в раннем детстве, было все равно, присутствовали ли их соплеменники или нет.

Потребность и умение быть с другими не даются от рождения, но при этом являются жизненно необходимыми, чтобы чувствовать себя благополучным и быть полноценным представителем своего вида. И если на животных можно ставить эксперименты по нарушению ранних отношений с соплеменниками и потом содержать по одиночке до конца жизни тех индивидов, кто стал заложником «ранней социальной» депривации, то что делать в случае людей с созданными ими детскими домами? Или у людей все по-другому?

Фото: norikko/Shutterstock.com

ЕЛЕНА ФЕДОРОВИЧ кандидат психологических наук, зоопсихолог, научный сотрудник Московского зоопарка, сотрудник лаборатории зоопсихологии факультета психологии МГУ

Источник:
https://www.psyh.ru/schaste-byt-vmeste/
© Наша Психология