Вторая битва при Эдоуб-Уоллс, 27 июня-2 июля 1874 года, ярко выделяется на фоне обычных стычек в ходе Индейских войн между индейцами Великих Равнин и гражданами США. Во-первых - это один из немногочисленных примеров осад, предпринятых индейцами прерий. Во-вторых, разницей в количестве противоборствующих сторон - в первый день осады 28 охотников за бизонами и торговцев против 700 команчей, кайова и южных шайеннов. И в-третьих - знаменитым результативным выстрелом на дальнюю дистанцию Уильяма Диксона, который смог поразить конного индейца с расстояния 1538 ярдов (1406 метров) из винтовки Шарпа .50 калибра.
Сам Диксон, отличный стрелок, скептически относился к своему достижению, и посвятил ему всего один абзац в своих воспоминаниях:
На третий день группа из пятнадцати индейцев появилась на краю утеса к востоку от ручья Эдоуб-Уоллс, и кто-то из ребят предложил мне опробовать на них свой большой "полтинник". Расстояние до цели было около трех четвертей мили. Об этом происшествии написано много приукрашенных историй. Я тщательно прицелился и спустил курок. Мы увидели, как один индеец упал с лошади.
Остальные скрылись из виду за рощей. Через несколько мгновений двое индейцев быстро подбежали к месту, где лежал мертвый индеец, схватили его тело и поспешили в укрытие. Они рисковали жизнью, чему мы часто были свидетелями, чтобы спасти товарища, который мог быть не только раненным, но и убитым. Признаться, я был хорошим стрелком, но в тот раз, как говориться, своим выстрелом лишь "причесал" цель (в оригинале "scratch" shot - прим Ф.Д.З.) .
Обстоятельства и ход того боя слишком хорошо освещены. чтобы на них останавливаться (для тех, кто не в курсе, я дам ссылку на свой блог в конце статьи), а рассказать я хочу о нескольких любопытных зарисовок боя по воспоминаниям Билли Диксона.
1. Стоимость винтовки Шарпа на Диком Западе
Как я уже упоминал, свой легендарный выстрел Диксон сделал из винтовки Шарпа .50 калибра, однако, это была не его винтовка. За несколько дней до боя Диксон с напарником утопили свой фургон со всем снаряжением во время переправы через реку Канедиан. Когда он прибыл в Эдоуб-Уоллс, единственной свободной винтовкой на всем торговом посту был "новый Шарп .44 калибра" в лавке "Rath & Wright", да и тот был зарезервирован одним охотником за бизонами, который в тот момент "был на ареале", т.е. охотился. Стоимость винтовки составляла 80 $, что примерно на 30 $ дороже, если заказывать по почте. Все же Диксону винтовку продали, т.к. ожидалась свежая поставка.
Уже в ходе боя Билл обменял свой 44-ый на "полтинник" у бармена салуна Ханрахана.
2. Эпичное падение
В начале боя Диксон застрял в салуне Ханрахана, но вскоре был вынужден перебежать в магазин "Rath & Wright", чтобы пополнить боезапас.
В помещении столовой магазина Рата над западной дверью была прорезана фрамуга, которая была просто отверстием в стене даже без рамы и стекол. Дверь была надежно забаррикадирована мешками с мукой и зерном, что давало одну из самых лучших защит, какую только можно себе представить, поскольку у индейцев не было оружия, способного ее прострелить.
Взобравшись на вершину этой баррикады, чтобы хорошенько осмотреть местность к западу от здания, я увидел как кто-то ползет вдоль края полосы высокой травы. Я оперся одним коленом на баррикаду, выровнял ствол винтовки, прицелился и выстрелил. Отдача была настолько сильной, что я потерял равновесие и упал с вершины баррикады.
Падая, я задел и уронил жестяное корыто и кучу всякой кухонной утвари, которые которые с ужасным грохотом попадали на пол вокруг меня. Мое личное падение и падение моего большого "полтинника" не уменьшило общего шума. Всех сильно напугала эта суматоха. Парни бросились вперед, полагая, что в меня попали или даже убили. Мне было довольно трудно убедить их, что в меня никто не стрелял, и что основной шум был вызван корытом и жестяными кастрюлями.
3. Три любопытные вещи
В первый день осады индейцы отступили к холмам около 2 часов дня, но продолжали вести спорадический огонь еще часа два. Когда стало совсем безопасно, Диксон вышел на улицу, чтобы " удовлетворить свое любопытство в отношении трех вещей":
Серо-стальной конь несколько часов подряд торчал возле южного окна салуна Ханрахана. Мне было не в домёк, что его так долго удерживало, прежде чем, наконец, коня не пристрелили сами индейцы. Когда я подошел к туше, тайна раскрылась — там лежал мертвый воин, упавший так, что прижал собой лассо, удерживавшее животное. На коне была уздечка, украшенная серебряными брошками. Я разжал застывшие челюсти коня бизоньей костью, снял уздечку и забрал себе лассо из сыромятной кожи.
Также мое внимание привлек объект за задней стенкой маленького домика из дерна к западу от магазина Рата. Мы долго наблюдали, как из-за порывов ветра из-за угла домика показываются перья, и думали, что там прячутся, вероятно, трое или четверо индейцев. Мы раз за разом обстреливали угол дома, пока, наконец, не пробили брешь и перья перестали показываться.
Когда я добрался до дернового домика, я был поражен увиденным. Там, прямой как столб, сидел, скрестив ноги, раскрашенный индейский воин в головном уборе из перьев. Хотя шея индейца была перебита, и он был настолько мертв, насколько это возможно, его голова была повернута самым естественным образом, который только можно вообразить. Должен признаться, что я отпрыгнул назад, опасаясь, что индеец еще жив и проткнет меня насквозь, прежде чем я смогу его застрелить.
Тот предмет, в который мы так много стреляли, был копьем мертвого воина, древко которого было перевито лентами и украшено черными перьями через каждые пять или шесть дюймов. Копье было переломлено пополам, нижняя часть вертикально торчала из земли, а верхняя валялась в ногах индейца. Я понял, что когда очередная пуля перебила древко, перья исчезли. Я добавил копье к своим "военным трофеям".
Третий объект, который потребовал моего внимания, был тем, кто полз по краю полосы высокой травы. Я нашел мертвого индейца, лежащего на животе. Он был обнажен, если не считать куска белой ткани, обернутой вокруг его бедер. Его шестизарядный револьвер был заткнут за поясом. Туловище индейца было прострелено, а одно колено раздроблено. Я отчетливо видел кровавый след, который он оставил на траве.
Неподалеку валялись его патронный подсумок и пороховой рожок. В подсумке было около пятнадцати армейских патронов. В нескольких шагах дальше лежало его игольчатое ружье 50-го калибра, армейский Спрингфилд. Далее были его лук и его колчан. Я конфисковал все его снаряжение.
4. Каркуша
Самым необычным участником того боя был вороненок, которого приручили охотники за бизонами. Во время самой жаркой перестрелки ворон летал из одного здания в другое. Птица залетала в окно, садилась на какой-нибудь предмет внутри комнаты и "самым мрачным образом" каркала. А поскольку каждому американцу было известно поверье о том, что крик ворона предвещает беду или смерть, вскоре кому-нибудь это надоедало, и он со словами: "Пошел вон, черный мерзавец", прогонял птицу, чтобы она тут же влетела в окно другого здания и снова продолжила свой концерт.
Источник - Life and Adventures of "Billy" Dixon. Author: Billy Dixon, 1914.
Подробнее об осаде Эдоуб-Уоллс - Осады Дикого Запада, горстка против всех.
Присоединяйтесь к увлекательным историям эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.