Самый глубокий, самый красивый, самый северный и самый западный метрополитен в России находится в Петербурге.
Расскажу о самых примечательных фактах из истории петербургского метро.
Большую значимость стоит отдать Ивану Зубкову, он до войны возглавлял Строительство №5 Наркомата путей сообщения, будущий Метрострой.
Он участвовал в проектировании и создании заделов для будущих станций первой очереди линий Ленинградского метрополитена: от «Автово» до «Площади Восстания».
Из-за начала войны строительство было прервано, возобновилось только в 1946 году, но уже без Зубкова, он погиб в авиакатастрофе за два года до этого.
Все знают, что Петербург - город в очень, как бы я сказала, мокрой местности и строительство преследовали размывы и аварии.
Строительство постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось строить целые станции, удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство.
Самый знаменитый размыв случился между «Площадью Мужества» и «Лесной» в 1995 году.
Раньше ещё случилось первое столкновение с подземными водами на этом участке, еще при строительстве перегона в 1974 году.
Тогда пришлось создавать обходные пути и укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось даже несколько зданий.
Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм «Прорыв», где директора Метростроя играет постаревший Олег Быков.
Тогда же возникла новинка по тем временам - замораживать прорывы жидким азотом, так и было сделано.
Это был первый подобный случай в мировой практике.
Также в фильме вспоминается и другая авария при строительстве метро «Автово».
Правда, в реальности, там были не снаряды и бомбы времён Великой отечественной, а воды речки Красненькой.
Тогда тоннель удалось укрепить, а станцию потом пришлось ремонтировать в конце нулевых.
Следующие сложности были со станцией Парк Победы. Во время войны на этой территории находился крематорий, где производилось самое массовое в мире сожжение трупов.
Но, не смотря на это, здесь осенью 1945 года заложили Парк Победы, а потом и одноименную станцию метро. Вместо строительства традиционного зала с колоннами было принято решение опробовать новый тип вестибюля, получившего название «горизонтального лифта».
То есть, не нужно было строить вестибюль на платформе, тоннель скрыт от пассажиров, таким образом повышалась безопасность и уменьшалась стоимость строительства станции.
Станция «Парк Победы» была открыта 29 апреля 1961 года.
В мировой практике это был первый случай строительства станции с «горизонтальным лифтом».
Всего в Ленинграде было построено десять таких станций. Последней стала «Звездная», открытая в 1972 году.
Тогда уже выяснили, что эксплуатация «горизонтальных лифтов» слишком дорога, для них нужны отдельные поезда со специально обученными машинистами, они до сих пор получают надбавку к зарплате, если их поезд проезжает по этим станциям.
В итоге на смену станциям такого закрытого типа пришли односводчатые станции, такие как «Площадь Мужества» или «Пионерская».
Сейчас власти Петербурга решили вернуться к идее «горизонтального лифта», обязав все новые станции оборудовать прозрачными стенами с дверями, как в парижском метрополитене.
Есть станции, которые так и не появились ...
План развития метрополитена переделывался раз в пять лет. Это связано с изменениями в потребностях города, кое-где - со сложной геологической обстановкой.
Когда проектировали Московско-Петроградскую линию, она считается «синей», была задумана станция в районе Марсова поля, но выяснилось, что там не только нельзя что-либо построить, но и необходимо увести пути глубоко вниз.
Так появились так называемые «американские горки» в петербургском метрополитене, один из самых крутых спусков, который обычные пассажиры не замечают исключительно из-за мастерства машиниста, которые правильно меняют скорость на этих перегонах.
Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции метро в районе Пискаревского проспекта и шоссе Революции.
И именно из-за размывов и подземных вод поезд между «Московской» и «Звездной» идет так долго.
Хотя ходят легенды, что именно там находится некий подземный город, интересно откуда ему там взяться и зачем.
Станций «Адмиралтейская» должно было быть две.
Вторую станцию на Невско-Василеостровской линии сейчас не представляется возможным построить.
Во-первых, потому что для этого придется останавливать движение на всем участке, во-вторых, потому что нельзя найти место для второго выхода, а по закону у таких станций их должно быть два, особенно если там место пересадки.
По этим же причинам не появились станции и на пересечении Литейного с Невским, на Большом проспекте, Светлановской площади, а также между «Площадью Александра Невского» и «Елизаровской», где самый длинный перегон между станциями.
Есть ещё в Петербурге станции призраки и станции мертвецы.
«Станциями-призраками» называют не открытые на уже работающем участке., такой долгое время была станция «Адмиралтейская».
Она является самой глубокой в России, её глубина 89 метров, и место для ее верхнего вестибюля искали очень долго.
И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной» видели полутемный зал, такой же долгое время была и станция «Обводный Канал», вестибюль которой строили очень долго.
Есть в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция «Дачное».
Она была единственная наземная открытая станция в городе.
Но Питерский климат весьма не способствовал к появлению таких станций, и она являлась временным сооружением, пока к юго-западу от нее строили вестибюли «Ленинского проспекта» и «Проспекта Ветеранов».
И в 13:00 5 октября 1977 года из «Дачного» ушел последний поезд, вскоре станцию разобрали, часть вестибюля. Оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.
Есть и станции которых называют Маленькая Москва.
Московский метрополитен не такой глубокий, как петербургский, и большинство его станций, построены в 1960 -1970-е годы, это колонные станции неглубокого заложения.
В народе их прозвали «сороконожками».
Они являются плодом хрущевского постановления о борьбе с излишествами в архитектуре, и вследствии этого многие станции стали похожи друг на друга с аккуратными залами и правильными колоннами.
Но в Петербурге есть три по-настоящему московские станции. Богато украшенная «Автово» без эскалатора, находящаяся в районе, сплошь застроенном сталинским ампиром.
А также «Ленинский Проспект» и «Проспект Ветеранов», такие же московского типа «сороконожки» с множеством выходов и без вестибюлей.
Большим достоинством станций являются и переходы, именно в Ленинграде появился первый кросс-платформенный переход. В одном вестибюлей станции «Технологический институт», построенной в 1961 году, поезда двух линий едут на юг, в другом направлении - на север.
Переход намного удобнее, чем где-либо еще. Также в Петербурге есть единственная в мире односводчатая двухэтажная станция с кроссплатформенным переходом. Это шикарно оформленная в древнегреческом стиле станция «Спортивная».
Перехода пока тут нет.
Есть ещё одна вещь, которая присуща станциям питерского метрополитена. Ленинградский метрополитен проектировали при Сталине, и многие станции первой линии были быть снабжены его портретами.
Потом вождь умер, началась борьба с культом личности и портреты убрали . Осталось только небольшое изображение Сталина на «Площади Восстания».
Зато Пушкин стал единственным, после Ленина, историческим героем, которому в Петербурге стоят сразу два памятника на станциях метро. Оба - работы Аникушина.
Тот, что на «Пушкинской» - молодой поэт в пиджачке, тот, что на «Черной Речке» - уже зрелый литератор, который, по задумке скульптора, «как бы ждет гостей на бал».
Вот очень небольшие особенности питерского метрополитена, хотя и очень исторически уникальные.
Знай и люби свой город ...
Приятного просмотра и прочтения ...
Всегда с вами Галинка ...