Найти тему
Автомобили и люди

Китайский синдром

Оглавление

Промышленность Китая развивается стремительными темпами. Рывок, который совершило автомобилестроение Поднебесной, безусловно, впечатляет. Некоторых он впечатлил настолько, что всерьёз заговорили о закате эпохи европейского, японского и американского автомобилестроения. Имеет ли подобная точка зрения право на жизнь? Попробуем разобраться.

Нет, разумеется, на фоне продукции российского автопрома китайская техника смотрится неплохо. Однако говорить о том, что компании из Европы, Японии или США вот так, без боя, сдадут свои позиции, на мой взгляд, явно преждевременно. Дело в том, что, несмотря на развитие промышленности, строительство заводов и увеличения объёмов производства технологического рывка в КНР не наблюдается. Качество выпускаемой продукции улучшилось, но не дотягивает до мирового уровня.

Да, предприятия, размещённые на территории Поднебесной серьёзными иностранными концернами, такими как Cummins, General Motors или VAG, качество выпускаемых изделий контролируют. Но это правило не распространяется на собственно китайские компании. Именно такое впечатление возникает, когда сталкиваешься с автомобилями, спроектированными и изготовленными специалистами из КНР. Приведу несколько конкретных примеров.

Пример №1

Мой знакомый, когда возникла необходимость поменять на личном автомобиле выжимной подшипник, выполненный заодно с рабочим цилиндром сцепления, решил сэкономить. Вместо детали, выпущенной под маркой SACHS, он приобрёл запчасть довольно часто встречающегося на территории РФ китайского бренда. Его предупреждали, чем это может закончиться, но не внял предупреждениям.

Автомобиль был европейским (марку называть не буду, не в этом дело). Оригинальная деталь верой и правдой прослужила почти 200 тыс. км. Китайский аналог развалился менее чем через месяц. В результате пришлось повторно платить не только за новую запчасть нормального качества, но и за работу, подразумевающую снятие и установку коробки передач. Наглядное доказательство того, что скупой платит дважды.

Пример №2

Топливная аппаратура – уязвимое место большинства авто, эксплуатируемых в России. Причиной тому являются и качество бензина или солярки, и сложные условия эксплуатации. И мой коллега, занимающийся ремонтом топливной аппаратуры, вынужден констатировать, что если с оригинальными форсунками BOSCH или, скажем, Cummins, служат довольно долго, не создавая серьёзных проблем, то аналоги от китайского производителя FOTON не выхаживают и половины этого срока. Более того, при проверке на стенде нередко выясняется, что до трети комплектующих можно сразу отправлять в мусорное ведро. А ведь они, хоть и дешевле фирменных аналогов, всё равно стоят денег.

Топливная форсунка
Топливная форсунка

Пример №3

Знакомый, собиравшийся сменить автомобиль, решил прицениться к Lifan Mayway. Записался на тест-драйв, а меня попросил составить ему компанию, чтобы потом поделиться своим мнением. Я согласился.

Lifan Myway
Lifan Myway

И всё бы ничего, но сильно смутило, что на машине с клиренсом 190 мм при езде по неровностям подвеска часто срабатывала на пробой. Стали разбираться. Пообщались с менеджерами, почитали, что пишут люди в сети, и пришли к выводу, что оригинальные амортизаторы на этой модели откровенно слабые, удар не держат и долго не живут. Попытка найти деталям китайского автопрома адекватную замену успеха не имела, а колхозить непонятно что желания не возникло. Словом, от покупки Lifan Mayway приятель отказался…

Поиск причин

Пытаясь понять, в чём корень имеющихся проблем, я провёл небольшое исследование. Взял уже вышедшую из строя форсунку FOTON и отправился к приятелю, работающему в небольшой исследовательской лаборатории. В ходе проведённого обследования были получены следующие результаты:

  • Материалы, использованные для изготовления детали, низкого качества. На мой взгляд, установленным требованиям они не соответствуют.
  • Обработка и упрочнение рабочих поверхностей выполнены плохо. Шероховатость высокая и неравномерная. Твёрдость (замеры производились методом Бринелля) и глубина упрочнения недостаточные.
  • Допуски и посадки грубые, что приводит к образованию зазоров и значительных люфтов.

Таких примеров множество. И всё это не даёт повода для особого оптимизма. Возможно со временем ситуация изменится к лучшему. Но пока – увы.

Заключение

Подведу итог. Для того чтобы стать лидером в какой-либо производственной области, одного строительства заводов и наращивания объёмов производства недостаточно. Покупая чужие технологии, но не совершенствуя их, не разрабатывая собственное технологическое оборудование, ты так и останешься лишь догоняющим. Ну а для повышения качества необходимо внедрять на производстве жесточайшие системы контроля выпускаемой продукции. Иначе никак. Сумеют китайцы сделать правильные выводы – хорошо. Тогда они действительно смогут потеснить на рынке многих конкурентов. Но это всё дело не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня.

Авто
5,66 млн интересуются