Найти в Дзене
Автомобили и люди

Из искры возгорится пламя

Оглавление

Свечи бывают разными. Бывают восковыми или стеариновыми, выполняющими роль источников света. Бывают ректальными, лекарственными, которые применяют в медицине. В данной статье речь пойдёт об автомобильных свечах, используемых в искровых системах зажигания двигателей, работающих на бензине.

Опыт подсказывает мне, что многие автомобилисты не уделяют достаточно внимания этим простым, как кажется на первый взгляд, но очень важным деталям. Между тем, нормальная работа мотора и некоторые его неисправности напрямую связаны с правильным подбором и техническим состоянием свечей.

Начну с простенького ликбеза и расскажу об устройстве хорошо знакомых большинству автовладельцев комплектующие. На размещённой ниже схеме вы можете увидеть двухконтактную свечу зажигания в разрезе.

-2

Цифрами здесь указаны:

  1. Металлический корпус с ввёртной резьбовой частью и шестигранником под ключ.
  2. Изолятор. Как правило, он изготавливается из различных видов керамики.
  3. Нижняя часть центрального электрода.
  4. Боковой электрод (контакт).
  5. Верхняя часть центрального электрода.
  6. Резистор (он встречается не на всех моделях свечей).
  7. Контактный вывод, на котором фиксируется наконечник высоковольтного провода.
  8. Уплотнительное кольцо, герметизирующее свечной канал в головке блока цилиндров. Вместо него может быть уплотнительный конус на корпусе.

Это, на данный момент, наиболее распространённое исполнение изделия. Однако встречаются и другие варианты – с двумя, тремя и даже четырьмя боковыми электродами. Если честно, я не могу технически обосновать необходимость увеличения количества боковых электродов. Дело в том, что отрегулировать зазор с точностью до микрона между центральным и боковыми электродами невозможно. А законы физики не обманешь. Ток всегда движется кратчайшим путём, и в работе свечи зажигания участвуют только два электрода – центральный и один из боковых. Таким образом, никакого увеличения мощности искры не происходит. Зато происходит увеличения стоимости детали, которую впаривают покупателю существенно дороже, чем обычную двухконтактную свечу.

Борьба за качество и эффективность

-3

Ну вот, с принципиальным устройством разобрались, и теперь можно переходить, так сказать, к тонкостям интересующих нас вопросов. Основной характеристикой свечей зажигания, кроме геометрических размеров, является калильное число. Многие источники определяют этот параметр как время, за которое свеча достигает температуры, провоцирующей калильное зажигание (самовоспламенение горючей смеси при соприкосновении с раскалёнными электродами). На самом деле всё не так просто. Правильнее будет сказать, что данный параметр определяет способность свечи отводить излишки тепла, работая при определённой температуре и давлении. Достигается эта способность разными способами:

  • Увеличением теплоотводящей площади корпуса и изолятора.
  • Изготовлением компонентов детали из материалов с определённой теплопроводностью.
  • Увеличением скорости отвода тепла за счёт использования материалов со специфическими физическими свойствами.

Калильное число подбирается строго с учётом характеристик двигателя. Его нельзя увеличивать до бесконечности. Разогретая до определённой температуры свеча самоочищается от осаждающихся на её контактах частиц нагара, остающегося после сгорания топливной смеси и частиц моторного масла. При чрезмерном охлаждении этого не происходит. Накапливающийся нагар:

  1. Препятствует нормальному искрообразованию.
  2. Замедляет отвод тепла, что, в свою очередь, приводит к перегреву контактов и возникновению калильного зажигания.

Как следствие, ДВС начинает работать с перебоями, а в цилиндрах возникает детонация. Это же происходит и в том случае, если свеча перегревается. Исходя из всего вышесказанного, точный подбор комплектующих по калильному числу критически важен. Недопустимо отклонение ни в ту ни в другую сторону.

Кроме поддержания необходимого температурного режима, разработчикам приходится решать и другую задачу. Им приходится бороться с коррозией, возникающей под воздействием высокой температуры, а также частиц:

  • Металла (они неизбежно появляются при износе поршней, поршневых колец и стенок цилиндров).
  • Не сгоревшего топлива и моторного масла.

Борьба с коррозией необходима для увеличения ресурса деталей.

Повысить коррозионную стойкость корпуса и контактов удаётся за счёт использования специальных материалов, тонким слоем наносимых на стальные поверхности. На сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие варианты покрытий:

  1. Никель.
  2. Медное.
  3. Платиновое.
  4. Иридиевое.

У каждого из них, как нетрудно догадаться, есть свои достоинства и недостатки. Медь, понятное дело, самый дешёвый из перечисленных материалов.

Никель и медь стоят недорого. Но длительное время противостоять коррозии эти материалы не способны. Их ресурс не превышает 25 тыс. км. Платина держится дольше – до 50 тыс. км – но несколько ухудшает искрообразование, и стоит дороже. Наиболее устойчивым к коррозии является иридиевое покрытие. Оно обеспечивает ресурс до 100 тыс. км., но цена подобных свечей высока.

Характерные признаки неисправностей

-4

Следует отметить, что указанный срок службы достижим лишь в том случае, если ДВС находится в нормальном состоянии, а все его системы и компоненты работают так. Как положено. Любое отклонение от нормы сокращает ресурс. Для точного контроля процессов сгорания топливной смеси в цилиндрах требуются специальные диагностические стенды. Но существуют простые способы визуального осмотра, позволяющие сделать определённые выводы. Нужно обращать внимание на состояние контактов:

  • Если всё в порядке, их цвет будет от светло-бежевого до коричневого.
  • Белёсый налёт – признак обеднённой горючей смеси.
  • Чёрный оттенок говорит о том, что в цилиндр поступает слишком богатая смесь, или имеются проблемы с образованием искры.
  • Маслянистая корка чёрного цвета, иногда с хлопьями, означает, что в цилиндре присутствует избыток масла.

Но есть и другие факторы, на которые рекомендуется обращать внимание. Прежде всего, следует осмотреть изолятор. Конкретно – его состояние возле места стыка с корпусом. Именно там, чаще всего, возникают мелкие трещины. При повреждённом изоляторе может наблюдаться утечка тока, что приводит к ухудшению искрообразования. На многоклапанных двигателях, где между клапанной крышкой и свечными колодцами установлены специальные уплотнения, из-за нарушения герметизации масло может попадать в свечные колодцы. Это легко обнаружить при выворачивании свечей. Неисправность следует устранить без промедления, поскольку она приводит к замедлению отвода тепла, перегреву и растрескиванию керамики.

Информация к размышлению

Хотя, в теории, существуют методики расчёта калильного числа, на практике точно определить важный параметр удаётся лишь в ходе длительных испытаний. Рекомендуется строго придерживаться данных, указанных в технической спецификации к двигателю. Любые изменения, вносимые в конструкцию двигателя (чип-тюнинг, изменение степени сжатия или фаз газораспределения и т. п.) может потребовать изменения калильного числа свечей. Определить требуемые характеристики, не располагая специальным оборудованием и результатами продолжительных исследований, невозможно. Когда в штатно настроенном ДВС свечи работают некорректно, это верный признак неисправности двигателя. Если работник сервиса, вместо того, чтобы заниматься поиском и устранением неисправности, советует установить свечи похолоднее или погорячее, вам стоит поискать другую станцию технического обслуживания, где работают квалифицированные и добросовестные специалисты.

Обзор популярных марок

-5

Ну и, в заключение, несколько слов о производителях свечей зажигания. На рынке представлено множество брендов. Но не вся их продукция одинаково хороша. По личному опыту могу судить, что:

  • BOSCH, если он действительно настоящий, вполне достойная уважения продукция. Проблема в том, что его слишком часто подделывают.
  • CHAMPION – тоже солидная марка. Но и приобретая изделия этого бренда много шансов напороться на контрафакт.
  • BERU – крепкий середняк, однако стоимость товара, на мой взгляд, несколько завышена.
  • BRISK и FINWHALE бюджетные, но вполне качественные продукты. Правда, они не отличаются длительным ресурсом.
  • DENSO и NGK – представители японского сегмента. К их работе нареканий нет, но только при одном условии – двигатель должен быть в хорошем состоянии. Если в работе мотора есть проблемы, свечи могут начать капризничать.
  • CT – позиционируемая, как немецкая, эта продукция, на деле, выпускается непонятно где. Фирма зарегистрирована, если мне память не изменяет, в Латвии. Качество комплектующих, на мой взгляд, посредственное.
  • AUTOLITE. У свечей американского производителя, на мой взгляд, есть лишь один недостаток. Они редко встречаются у нас в продаже. В остальном это качественные и неприхотливые комплектующие.

Разумеется, можно упомянуть продукцию и других марок. Но, поскольку санкции всё явственнее демонстрируют свою пользу, а параллельный импорт больше похож на перпендикулярный, не ясно, есть ли в этом смысл. Всё идёт к тому, что российским автомобилистам придётся чаще приобретать изделия предприятия, находящегося в городе Энгельсе. Перспектива, на мой взгляд, так себе. Но на безрыбье и рак – рыба.

Ну вот, пожалуй, на сегодня и всё. Если данная информация окажется вам полезной. Буду рад. Если возникли вопросы или замечания – пишите в комментариях. И удачи вам на дорогах!

Авто
5,66 млн интересуются