Когда атмосфера на работе благоприятная, от сотрудников часто можно слышать фразы о сплоченной команде и отличном коллективе. Такой эмоциональный микроклимат позволяет им комфортно выполнять свои обязанности.
Тревожными же сигналами могут стать недовольство и упреки, частые конфликты, перекладывание задач. Такие условия создают ощущение нестабильности в коллективе, что негативно сказывается на качестве работы.
Как наладить отношения с коллегами? Вот несколько советов от психолога МЧС России Екатерины Марченко.
1. При организации работы важно равномерно распределять общую нагрузку. Если этого не происходит, дипломатично обсуждайте ситуацию.
2. Давайте друг другу эмоциональную поддержку, выражайте благодарность, отмечайте труд каждого и его вклад в общее дело. Это помогает сотрудникам осознать свою ценность и актуальность выполняемой деятельности.
3. Будьте последовательны в реализации задач, учитывайте возникающие трудности, обсуждайте ошибки и ищите способы их минимизации.
4. Помните, что каждый специалист может повлиять на общее чувство сплоченности. Он тоже работает над общей целью, приближает ее и влияет на ход выполнения задачи.
5. Устраивайте общие чаепития или делайте паузы в работе. Это хорошая возможность пообщаться с коллегами.
6. Если при выполнении задач происходит недопонимание, берите паузу и не давайте волю эмоциям. Продумайте возможные шаги и озвучьте их коллегам.
7. Ориентируйтесь на сотрудничество, избегайте перехода на личности. Критика должна относиться к задаче, а не к качествам коллеги.
8. Поддерживайте и развивайте коллективные ценности и традиции. Если их пока нет, придумайте вместе.
Благоприятная, эмоционально комфортная обстановка в коллективе — мощный ресурс для каждого сотрудника. Она позволяет решать рабочие задачи в комфортных условиях.
Как перестать стесняться на работе?
Многие люди боятся менять работу, потому что на новом месте будет другой коллектив. Нужно знакомиться, налаживать контакт, подстраиваться. А это энергозатратно.
Особенно трудно приходится застенчивым людям, так как у них больше барьеров в общении. Там, где нужно действовать, они будут размышлять и долго решаться. Именно поэтому любые попытки застенчивого человека вступить в контакт могут выглядеть неловкими. При этом он и сам будет страдать от этой нерешительности.
Ещё у робкого человека чаще возникают предположения о том, что он может показаться новым коллегам странным или смешным. Эти предположения приводят к ещё большей скованности и страху.
Но заниматься этим стоит. Ведь при налаженных отношениях в коллективе застенчивый человек забывает о своей робости и в будущем сможет помочь побороть неуверенность коллегам. Как нужно действовать? Вот несколько рекомендаций от психологов МЧС России.
Сместите фокус на других
Помните, что сложно не только тому, кто приходит в новый коллектив, но и тем, кто в нём уже состоит. Это поможет отвлечься от иллюзии, что вам труднее всех.
Оцените обстановку
Важно проявлять доброжелательность, но при этом не быть навязчивым и соблюдать личные границы. Если в коллективе есть неформальный лидер, постарайтесь завоевать его уважение.
Оценивайте свои силы
В рабочих коллективах ценят профессионализм и ответственность. Тут важно соблюдать баланс, не беря на себя слишком много или слишком мало.
Определите ценности коллектива
Важно понять, что в команде считается важным, какие взгляды разделяют коллеги и в чём могут проявлять несогласие между собой. Все это нужно сопоставить с вашей точкой зрения и решить, в какой ситуации и при каких обстоятельствах её транслировать, а когда не стоит.
Не скупитесь на внимание
Речь может идти о приветствии или готовности поддержать. Хорошо, если в коллективе есть традиции вместе отмечать праздники или дни рождения. Это чудесная возможность неформального общения. Но она не должна становиться обязательной, ведь у каждого в коллективе есть свои обстоятельства и предпочтения.
Проявляйте индивидуальность
В коллективе важно быть собой. Если у вас есть выраженная индивидуальность, вашу поддержку и проявление лояльности к группе будут ценить больше, чем такое же поведение постоянно со всеми соглашающегося человека.
Акцент на плюсах
Когда люди часто видятся и взаимодействуют, невозможно оставить в тайне своё отношение к ним. Вот почему стоит отметить для себя в новом коллективе то, что по-настоящему нравится, вызывает уважение и желание сотрудничать. При наличии положительной мотивации для общения любые сложности можно преодолеть, даже если мешает застенчивость.
Если вы чувствуете, что не справляетесь сами и вам нужна поддержка — обратитесь за помощью психолога онлайн-платформы Грань.рф