На базе дорожного мотоцикла Иж-49 были созданы ряд спортивных машин. Иж-50А для многодневных соревнований, Иж-50Б для кроссовых соревнований
Эти модели отличались от Иж-49 тем, что на них устанавливались двухтактные двигатели мощностью 16 л.с., воздухофильтры с засасыванием воздуха через специальный заборник на баке, глушители, седло и щитки. В двигателе мотоцикла Иж-50Б зажигание осуществлялось с помощью магнето и отсутствовали другие приборы электрооборудования.
В 1951 году был изготовлен мотоцикл Иж-51М, двигатель которого имел картер с переменным объемом. Объем картера изменялся поршневым насосом, связанным посредством шатуна и эксцентрика с коленчатым валом.
Характерным показателем совершенствования мотоциклов является увеличение литровой мощности двигателей. Так, литровая мощность двигателей спортивных мотоциклов в 1962 году в сравнении с 1954г повысилась в 3,5 раза, а дорожных - в 1,6 раза.
В 1955 году начался выпуск мотоциклов Иж-54 для шоссейно-кольцевых соревнований. Мотоциклы имели трубчатую сварную раму , специальную телескопическую вилку. Устанавливался на них двухтактный двигатель Иж-50 мощностью 18 л.с. Вес -105 кг.
Тогда же конструкторы завода в содружестве с ведущими спортсменами разработали новую модель мотоцикла «ИЖ-55» для кроссовых и многосменных соревнований. Мотоцикл имел сварную трубчатую раму вместо штампованной. Соединение заднего колеса и рамы осуществлялось при помощи качающейся маятниковой вилки с пружинно-гидравлическим амортизатором.
Эти изменения содействовали повышению устойчивости и скорости движения мотоцикла по разнообразным дорогам. Однако малый ход пружинного гидравлического амортизатора и недостаточная жесткость маятниковой милки не обеспечивали надежного сцепления мотоцикла с дорогой, особенно при движении по выбитым дорогам и на виражах.
Эти недостатки были учтены в модели «ИЖ-57», выпуск которой начался и 1957 году.
Мотоцикл «ИЖ-57» изготовлялся в двух вариантах: для многодневных соревнований — «ИЖ-57М» и для кроссовых — «ИЖ-57К». Обе модели были унифицированы. Мотоцикл имел трубчатую сварную раму, переднюю телескопическую вилку с ходом 175 мм. Соединение заднего колеса и рамы осуществлялось качающейся маятниковой вилкой и пружинно-гидравлическим амортизатором с ходом 140—150 мм. Маятниковая вилка вращалась на двух роликовых конических подшипниках, позволявших регулировать ее люфт.
Впервые на ижевских мотоциклах был применен гидравлический амортизатор, который обеспечивал регулировку жесткости подвески.
Были внесены изменения и в конструкцию двигателя. В частности, была изменена конструкция цилиндра, окон и каналов. Двигатель имел мощность 18 л. с. Дорожный просвет в 180—200 мм давал мотоциклу возможность преодолевать значительные препятствия. Максимальная скорость мотоцикла 120 км/час.
Одновременно начался выпуск мотоцикла «ИЖ-54А» для шоссейно-кольцевых соревнований. Он имел трубчатую сварную раму, телескопическую переднюю вилку, соединение заднего колеса и рамы было осуществлено с помощью качающейся маятниковой вилки и гидравлического амортизатора, заимствованного от мотоцикла «ИЖ-56». Для удобства посадки заднее колесо имело размер 16", переднее — 19". На мотоцикле устанавливался форсированный двигатель «ИЖ-57» мощностью 20 л. с. Вес мотоцикла 115кг.
Позднее ижевские мотоциклостроители освоили производство моделей «ИЖ-60М», «ИЖ-62Ш», «ИЖ-61К» и др.
Конструкция мотоцикла «ИЖ-60М» является дальнейшим развитием конструкции мотоцикла «ИЖ-57». Мотоцикл предназначен для многодневных соревнований. На нем устанавливается двигатель «ИЖ-60», развивающий мощность 18—19 л. с. В коробке передач подобрано лучшее соотношение передаточных чисел, что улучшает эксплуатационные и динамические качества этих машин. Рама — одинарная, трубчатая, сварная. В подседельном узле рамы сделано специальное раздвоение для установки воздухофильтра. Мотоцикл имеет легкосъемные бензобак и седло. Переднее и заднее колеса, телескопическая вилка, подвеска заднего колеса заимствованы от мотоцикла «ИЖ-57». Изменен ход заднего пружинно-гидравлического амортизатора, составляющий 100 мм вместо 140 мм. Установка контактно-масляного воздухофильтра о полтора-два раза повысила долговечность двигателя. За счет более правильного положения центра тяжести мотоцикла изменено распределение нагрузки на колеса, что улучшило его устойчивость и маневренность.
В 1962 году на базе мотоцикла «ИЖ-60М» был изготовлен мотоцикл «ИЖ-60МС», предназначенный для многодневных соревнований. Этот мотоцикл отличается от серийного тем, что на нем установлен двигатель «ИЖ-347» с шестиступенчатой коробкой передач, который позволяет лучше использовать мощность двигателя в зависимости от дорожных условий. На мотоцикле усовершенствованы тормозная система и конструкция воздухофильтра.
Мотоцикл «ИЖ-60МС» принимал участие во всесоюзных и международных соревнованиях 1962 года и хорошо себя зарекомендовал. Так, например, в 1962 году на 37 международных соревнованиях, которые проходили и ФРГ, все спортсмены, выступавшие на мотоциклах «ИЖ-60МС», получили золотые и серебряные медали Международной федерации по мотоспорту.
В 1962 году начался выпуск мотоцикла «ИЖ-62Ш» для шоссейно-кольцевых соревнований. В отличие от «ИЖ-54А» здесь установлен двухтактный двухцилиндровый двигатель мощностью 24-25 л.
Одной из последних оригинальных моделей кроссовых спортивных мотоциклов является «ИЖ61К». Он имеет трубчатую сварную раму, выполненную в виде пространственной фермы повышенной жесткости и прочности, и облегченную переднюю телескопическую вилку. Подвеска заднего колеса осуществлена посредством трапециевидной качающейся вилки, которая соединена с рамой двумя шарнирами.
Размер переднего колеса 21", заднего — 19". Заднее колесо и тормозной барабан имеют шлицевое соединение. На мотоцикле установлены одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 340 см3, изготовленный в одном блоке с шестиступенчатой коробкой передач, топливный бак емкостью 8 л и легкосъемное седло с алюминиевым поддоном. Мощность двигатели 24—25 л. с. Применение шестиступенчатой коробки передач позволяет лучше использовать мощность двигателя в зависимости от дорожных условий. Вес мотоцикла 125 кг. На заводе проводились работы по созданию конструкций двухтактных двигателей повышенной мощности для ижевских спортивных мотоциклов, в частности одноцилиндрового двухтактного двигателя с рабочим объемом до 250 см3, развивающего мощность 16—18 л. с., трехцилиндрового двигателя с рабочим объемом до 350 см3 мощностью 35— 40 л.\с. при 7000—8000 об/мин (ИЖ-344А), а также двухцилиндрового двухтактного двигателя с рабочим объемом до 500 см3, который устанавливался на шоссейно-кольцевой машине, развивающей скорость до 160 км/час.
Большие возможности для повышения мощности двухтактных мотоциклетных двигателей представляет применение золотникового газораспределения на всасывании и выхлопе. Для ижевских мотоциклов ведется разработка двухтактного двигателя с золотниковым газораспределением на всасывании (рабочий объем до 500 куб.см.).
Спортивные мотоциклы классифицируются по назначению, рабочему объему и типу двигателя. В зависимости от вида соревнований спортивные мотоциклы разделяются на многодневные, кроссовые, шоссейно-кольцевые, гоночные, рекордно-гоночные.
Для мотоциклов-одиночек установлены классы:
с рабочим объемом до 125 см3,
с рабочим объемом до 175 см3,
с рабочим объемом до 250 см3,
с рабочим объемом до 350 см3,
с рабочим объемом до 500 см3.
По типу двигателя различают мотоциклы с двухтактными и четырехтактными двигателями.
Ижевский завод выпускает спортивные мотоциклы для многодневных, кроссовых и шоссейно-кольцевых соревновании с двухтактными двигателями рабочим объемом до 350 см3. Изготовляются небольшие партии мотоциклов с рабочим объемом до 250 см3 и 500 см3.
Важнейшими показателями для оценки технико-эксплуатационных качеств мотоцикла являются: тип, рабочий объем, мощность, крутящий момент двигателя, максимальная скорость, тип коробки передач, весовые и габаритные данные, устойчивость, проходимость, плавность хода и величина тормозного пути. Эти данные указываются в соответствующих документах и инструкциях, прилагаемых к мотоциклу.
Двигатели спортивных мотоциклов должны иметь высокую мощность, хорошую приемистость, высокий коэффициент приспосабливаемости, малый вес, надежность и долговечность работы. Чем выше эти параметры, тем лучше будут эксплуатационные и динамические качества как двигателя, так и мотоцикла в целом.
Взято из книги "Ижевские спортивные мотоциклы" 1963г.
Л.А. Боришанский, Н.И. Слесаренко, М.Г. Чермных.