Найти в Дзене

Зачем МАЗу два двигателя?

Из всего семейства минских грузовиков 200-го семейства наиболее малочисленной модификацией, выпускавшейся в основном для военных нужд, был МАЗ-502. Этот грузовик, как и положено настоящему "вояке" имел полный привод (4х4) и односкатную ошиновку задних колес. В отличие от МАЗ-200 он комплектовался шинами увеличенной размерности – 15,00-20 (у 200-го были 12,00-20). В дополнение к 5-ступенчатой коробке передач его оснастили 2-ступенчатой раздаточной коробкой с обеими понижающими передачами. Кроме того, он имел постоянный привод на все колеса, также имелся режим полной блокировки дифференциала. "Вездеход" комплектовался форсированным двухтактным 4-цилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-М204В с увеличенной до 135 л.с. мощностью. Рулевое управление имело пневмоусилитель.

Минский автозавод запустил эту машину в серийное производство в 1957 году. Наряду с базовой моделью МАЗ-502, оснащавшейся металлической бортовой платформой с решетчатыми бортами, сторонними изготовителями выпускался ряд спецмашин. Одна из них – шнекороторный снегоочиститель представляет особый интерес.

Шнекороторный снегоочиститель Д-450 на шасси МАЗ-502
Шнекороторный снегоочиститель Д-450 на шасси МАЗ-502

На рубеже 50-60-х годов минский завод "Ударник" осваивает на шасси МАЗ-502 производство шнекороторного снегоочистителя Д-450. Эта машина являлась самой мощной в семействе шнекороторов, выпускавшихся в то время советской промышленностью. Такая техника применялась для очистки от снежных заносов аэродромов и автомобильных дорог.

Д-450 на шасси МАЗ-502
Д-450 на шасси МАЗ-502

На Д-450 применялась двухмоторная схема. Для привода базового шасси сохранялся штатный мотор ЯАЗ-204В, а для функционирования снегоочистительного оборудования за кабиной устанавливался второй двигатель – гражданская версия танкового дизеля: 12-цилиндровый V-образный 2Д12Б мощностью 300 л.с. Для понижения скорости до рабочего значения 0,7 км/ч на машине устанавливался демультипликатор.

Д-450 на шасси МАЗ-502
Д-450 на шасси МАЗ-502

В отличие от более массового шнекороторного снегоочистителя Д-470, выпускавшегося на шасси ЗИЛ-157, на модели Д-450 применялось три шнека вместо двух. Д-450 характеризовался производительностью 1500 т/ч, дальность отбрасывания снега составляла 35 м, ширина очистки – 2,76 м, толщина убираемого снега – 1,7 м.

С прекращением в 1966 году производства МАЗ-502 минский завод "Ударник" полностью перешел на выпуск шнекороторного снегоочистителя Д-902 на шасси автомобиля Урал-375Е. Конструктивно Д-902 являлся аналогом Д-450, на нем также применялась двухмоторная схема.

Шнекороторные снегоочистители Д-902 на шасси Урал-375Е
Шнекороторные снегоочистители Д-902 на шасси Урал-375Е

Надо отметить, что Д-450 был не первым советским шнекороторным снегоочистителем с двухмоторной схемой. Первой такой моделью стал Д-166 на базе ЯАЗ-200, производство которого в 1948 году освоил щербаковский завод "Дормашина".

Шнекороторный снегоочиститель Д-166 на шасси ЯАЗ-200
Шнекороторный снегоочиститель Д-166 на шасси ЯАЗ-200

Насколько мне известно, на всем постсоветском пространстве сохранился единственный шнекороторный снегоочиститель Д-450 на шасси МАЗ-502. Этот уникум находится в Музее дорог Литвы. Увы, в России такой раритет не сохранили для потомков... Или может где-то в загашниках Минобороны РФ уцелел сей агрегат, но мы об этом пока не знаем?

Д-450 на шасси МАЗ-502 в Музее дорог Литвы (фото Дмитрия Гладкого)
Д-450 на шасси МАЗ-502 в Музее дорог Литвы (фото Дмитрия Гладкого)
-8
  • А вам, уважаемые читатели, что-то известно об уцелевших Д-450 на шасси МАЗ-502? Может быть кто-то работал на таком?

Если понравилась статья, поддержите ее лайком.

Чтобы не пропустить публикации, подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".