Найти в Дзене
Переулки истории

Уничтоженный «Боинг-747»: загадка сбитого самолета

Оглавление

Громкий международный скандал 1983 года наверняка помнят представители поколения 50+. Тогда у всех на слуху была фамилия «Осипович» — пилота «Су-15», сбившего самолет-нарушитель границы Советского Союза. Беда в том, что в сбитом южнокорейском самолете погибли свыше двухсот человек. Некоторые детали происшедшего удивительным образом напоминают события июля 2017 года, когда в небе Донбасса был сбит самолет Малайзии. Впрочем, судите сами.

В первую погожую сентябрьскую ночь

Ночной рейс «Нью-Йорк — Сеул», совершаемый вблизи советской границы 1 сентября, был обычным международным пассажирским полетом. На борту пассажирского «Боинга-747" обеспечивал полет экипаж, состоящий из 23 человек. В салонах мирно дремали 246 гражданских лиц. Ничто, как говорится, не предвещало. Как случилось, что пилот отклонился от курса аж на целых пятьсот километров, как летчики «проморгали» такое отклонение? Специалисты полагают, что незначительная ошибка в исходном курсе привела к возрастанию расхождения с плановым маршрутом. Сохранились записи диспетчеров, с удивлением обнаруживших самолет в зоне действия советской ПВО, над секретной ракетной установкой на Камчатке, и озвученная ими необходимость предупредить пилота. Но на борт предупреждение от них почему-то так и не поступило.

-2

В то же самое время

Американские Р-135 раз за разом облетали берега Камчатки, наблюдая за испытаниями пусковых ракетных комплексов Союза. Один из таких наблюдателей находился в воздухе и в ночь 1 сентября. Внешне схожий по обводам с Боингом, он подлетел так близко к воздушному лайнеру, что на экранах радаров наблюдателей два самолета превратились в один объект. Затем разведчик стал отдаляться, причем по маршруту, близкому к расчетному для пассажирского самолета,чем ввел в заблуждение наземные советские службы наблюдения. Боинг к тому моменту вышел за пределы границ СССР.

Но вскоре он вновь приблизился к рубежам советского государства, теперь уже над Сахалином, сильно уклонившись от маршрута.

Приказ: цель уничтожить

Итак, для наземных операторов объекты поменялись местами. И теперь нарушителем воздушного рубежа страны, по их мнению, стал Р-135. На самом деле это был злополучный Боинг. Командиром авиадивизии на базе «Долинск-Сокол», охранявшей пограничное небо, был Анатолий Корнуков. Именно он отдал приказ двум Су-15, поднявшимся в воздух, уничтожить цель. Одному из пилотов, Геннадию Осиповичу, это удалось.

-3

Ошеломительная правда

Представьте на минуту, в какой шок повергло мир сообщение о сбитом Советским Союзом пассажирском самолете, с многочисленными человеческими жертвами. Ситуацию подогрело то, что южнокорейские власти до последнего скрывали правду от взволнованных задержкой рейса родных и знакомых пассажиров, уверяя их, что промедление вызвано «техническими причинами». Затем распространили информацию, что Боинг совершил на советской территории принудительную посадку. Поэтому признание Советского Союза об уничтожении Боинга средствами ПВО стало страшной и скандальной неожиданностью.

Версии, догадки, гипотезы

Дальнейшее нагромождение обрывочной, недостоверной, а порой и подтасованной информации скрыло от общественности факты и превратило это событие в одно из самых трагических и самых таинственных в ХХ веке.

Геннадий Осипович утверждал, что отличить визуально в небе Боинг от Р-135 на скорости полета истребителя нереально, установить контакт по радио не было возможности, иллюминаторы были закрыты, а на предупредительные выстрелы борт не отреагировал. Пилот также высказывал предположение, что вся ситуация была смоделирована США, пассажиров на сбитом самолете не было, и это чистой воды инсценировка. В пользу такой версии говорит наличие зафиксированной записи пилотов Боинга, пойманные через 50 минут после уничтожения самолета. Сразу возникает вопрос: тогда какой же самолет был сбит?!

Еще одна «мелкая нестыковка»: поисковики в районе падения обломков самолета не обнаружили ни одного трупа. Как такое может быть? Среди найденных «личных вещей пассажиров» — ни одного чемодана, саквояжа, сумки или хотя бы ремешка от сумки. Только обрывки и обломки, скорее похожие на отбросы с мусорной кучи. Некоторые поисковики прямо заявляли о подставном самолете, «начиненном хламом». Зато к побережью Японии вскоре приплыли «вещдоки» — одежда, обувь. Правда, принесло их течением не со стороны Союза, а совсем с противоположной. «Черные ящики» тоже не помогли расследованию: полет вел автопилот, все спали, экипаж спокойно переговаривался, самолет перехвата никто не увидел.

Одни СМИ утверждали, что «тела умышленно кремированы Советами», другие — что самолет был пуст и сбит самими США для провокационной инсценировки.

Будет интересно в комментариях услышать ваше мнение. Но это еще не конец истории. Несколько слов хочется добавить о судьбе летчика, Геннадия Осиповича.

СССР. Москва. 1 сентября 1983 г. Начальник Генерального штаба Вооруженный Сил СССР Николай Васильевич Огарков во время пресс-конференции убедительно доказывает, что они не сбивали южнокорейский самолет
СССР. Москва. 1 сентября 1983 г. Начальник Генерального штаба Вооруженный Сил СССР Николай Васильевич Огарков во время пресс-конференции убедительно доказывает, что они не сбивали южнокорейский самолет

Чем грозит исполнение приказа

После опубликования факта уничтожения пассажирского самолета Геннадию Осиповичу пришлось покинуть Сахалин в срочном порядке. Среди населения острова значительную часть составляли корейцы. Отъезд Осиповича с семьей напоминал бегство. Геннадий Николаевич возвратился на предыдущее место службы в городе Майкопе. Через три года он попал в авиакрушение, выжил, но получил травму позвоночника. После длительной реабилитации вышел в отставку и наконец смог забыть о журналистах, интервью и обвинениях. Виновным себя летчик так и не признавал.

Представитель Корейских Авиалиний Сук Джин-Ку изучает фрагмент сбитого советским Су-15 Боинга-747. 12 сентября 1983 года.
Представитель Корейских Авиалиний Сук Джин-Ку изучает фрагмент сбитого советским Су-15 Боинга-747. 12 сентября 1983 года.

Вишенка на торте

США долго муссировали тему южнокорейской трагедии. Интерес к этой истории пропал у американцев в одночасье после публикации данных, что тот самый самолет Южной Кореи незадолго до фатального рейса проходил техобслуживание в спецангаре фирмы-поставщика электронных систем. На аэродроме Эндрюс. Ну, помните, том самом, где штатовский президентский лайнер обретается. Do you understand?

Ну вот, а теперь жду с нетерпением ваши отзывы об этой, я надеюсь, интересной истории. И заранее благодарю за лайк!