Найти в Дзене
Петр Власов

Определитель модификаций «Плюющего огнем» (02). На Гриффонах. Разведка. Палубники

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Еще в 1939 г. рассматривался вопрос о возможности установки на «Спитфайр» альтернативного двигателя, более мощного, чем «Мерлин». И в 1941 в связи с появлением нового мотора Rolls-Royce Griffon провели испытания самолета, оснащенного этим мотором. Rolls-Royce Griffon был V-образным двигателем жидкостного охлаждения с рабочим объемом цилиндров 36,7 л (против 27 л у «Мерлина»). Он был значительно тяжелее предшественника и более габаритным; зато даже у первых вариантов «Гриффона» мощность была в полтора раза выше, чем у «Мерлина» выпуска 1940 г.

Испытания 1941 г. заставили из-за проявившихся проблем, вызванных размерами и увеличившейся тягой мотора, провести на «Спитфайре» некоторую переработку аэродинамики машины. Пока велись эти работы, в серию пошли новые модификации «Гриффона», еще более мощные. Поэтому в серийное производство «Спитфайры» с «Гриффонами» пошли только во второй половине 1942 г. А так как свою номинальную мощность эти двигатели развивали почти у земли, оснащавшиеся «Гриффонами» «Спитфайры» в основном использовались для перехвата противника на малых высотах.

МОДИФИКАЦИИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ SPITFIRE С МОТОРОМ GRIFFON

Spitfire Mk.XII

-2

Это - первая модификация «Спитфайра» с новым мотором Rolls-Royce Griffon-61 мощностью до 2.050 л.с. Так как «Гриффон» был несколько шире «Мерлина», Mk.XII отличался от Mk.IX LF характерными продолговатыми выпуклостями на верхней части капота над головками блоков цилиндров. Кроме того, на «двенашке» вернулись к заостренному рулю направления, и после выпуска первой партии самолетов сделали хвостовое колесо убирающимся. Так как Mk.XII изначально позиционировался как низковысотный, все самолеты этой модификации комплектовались укороченными крыльями с пушечным вооружением типа С. «Двенашка» считалась переходным типом, поэтому была выпущена в количестве всего 100 экземпляров. Производство шло с октября 1942 по сентябрь 1943; в строевых частях Mk.XII служили до декабря 1944 г. Именно эскадрильи, вооруженные этими самолетами, часто занимались охотой за немецкими крылатыми ракетами V-1, бомбардировавшими в 1944-1945 британские города. А так как обстреливать эти ракеты было смертельно опасно (взрыв пораженной V-1 бывало уничтожал и обстрелявший ракету истребитель), пилоты «Спитфайров» выработали тактику: подлетать к Фау вплотную, и толчком крыла в крыло опрокидывать неуправляемый снаряд, направляя его в землю…

Spitfire Mk.XIV

-3

Mk.XIV - первая крупносерийная версия Spitfire с двигателем Griffon. «Четырнадцатый» отличался от предшественника пятилопастным винтом с удлиненным эллипсовидным коком, усиленными стойками шасси, увеличенными радиаторами и более широким вертикальным оперением. Хвостовое колесо - убирающееся. Крылья, ставились и стандартные F, и низковысотные LF (с обрезанными законцовками). Первые серийные экземпляры несли вооружение типа «С», но большинство самолетов получило крыло с вооружением типа «Е» - с двумя пушками и двумя крупнокалиберными пулеметами.

Mk.XIV был запущен в серию в октябре 1943 года, а в январе 1944-го начал поступать в строевые части. Он выпускался до конца войны; всего было построено 957 экземпляров. С конца 1944 Mk.XIV выпускались с пониженным гаргротом и каплевидным фонарем кабины.

Spitfire Mk.XVIII

-4

Последняя и наиболее совершенная истребительная версия Spitfire. Mk.XVIII радикально отличалась от Mk.XIV, поэтому ему сначала даже хотели дать другое название - Super Spitfire. У него был удлиненный фюзеляж с каплевидным фонарем и двумя бензобаками в задней части, новое крыло со стальными лонжеронами вместо дюралевых, а также новое шасси со стойками, которые телескопически укорачивались при уборке и полностью закрывались щитками в убранном положении.

Mk.XVIII обладал наивысшими летными характеристиками из всех Spitfire, но он не успел появиться на фронте: «восемнадцатый» запустили в серию только летом 1945 года, а в связи с окончанием войны и резким сокращением британских ВВС уже осенью производство свернули. Всего успели собрать только 99 экземпляров.

МОДИФИКАЦИИ РАЗВЕДЧИКОВ SPITFIRE

-5

Усиление ПВО Германии привело англичан к мысли использования для воздушной разведки истребителей, представлявших собою более маневренный объект, чем применявшиеся ранее для этих целей бомбардировщики. Британцы рассудили, что истребителю за счет его скорости, скороподъемности и потолка будет намного проще избежать перехвата, а увеличения столь необходимой разведчику дальности можно будет добиться за счет дополнительных бензобаков, поставленных взамен вооружения и части оборудования. И переделке в разведчик подвергся именно «Спитфайр», как лучший истребитель Королевских ВВС.

Работы в этом направлении начались в октябре 1939; однако первые разведывательные полеты оказались неудачными - разведчики избегали перехватов истребителями, но из-за немецких зениток проводили фотосъемку с больших высот, что отрицательно сказывалось на качестве снимков; да и дальности первым фоторазведчикам явно не хватало. Поиск оптимального решения проблем привел к созданию ряда разведывательных модификаций (каждая состояла всего из 2-3 «самопально» конверсированных машин на базе «Спитфайра» Mk.I, а затем Mk.V); они обозначались литерами от «А» до «G». Лишь к октябрю 1940 англичане «нащупали» более-менее оптимальный комплекс оборудования для истребителя- разведчика, и приступили к массовому выпуску варианта, получившего обозначение Spitfire PR.IV (PR – Photo reconnaissance, фоторазведка).

-6

PR.IV был изготовлен в 229 экземплярах; он представлял собой «Спитфайр» Mk.V без оружия, с дополнительными бензобаками в передней части крыла (которые увеличили дальность полета вдвое). Сдвижная секция фонаря получила по бокам каплевидные блистеры, улучшившие обзор из кабины. Аэрофотоаппараты были установлены за кабиной (1 смотрел в левый борт, и 2 – вниз), а в кабине имелся добавочный кислородный баллон. Эти самолеты совершили много разведывательных полетов над оккупированной немцами Европой. А несколько PR.IV англичане передали Советскому Союзу.

Одновременно продолжалось и малосерийное производство новых версий разведчиков с разным оборудованием и аппаратурой. Так, на базе того же «Спитфайра» Mk.V создали низковысотный вооруженный разведчик PR.VII, который имел «пулеметное» крыло типа «А», и три аэрофотокамеры в хвостовой части фюзеляжа за бензобаком (построено 45 экземпляров). А в 1943 г. из списываемых Mk.VB «наклепали» 26 штук PR.XIII - улучшенный вариант PR.VII с четырехпулеметным вооружением и мотором Merlin-32, развивавшим максимальную мощность на малых высотах. Так же из списанных Mk.VII в мае 1944 года изготовили 16 экземпляров невооруженных высотных разведчиков PR.Xс дополнительными бензобаками в крыле. Эта машина оказалась неудачной: недоработанная конструкция гермокабины усложняла эксплуатацию самолета и сильно ограничивала обзор.

-7

Новой массовой серией стал невооруженный фоторазведчик PR.XI, созданный на базе истребителя Mk.IX (с ноября 1942 по 1944 г. произвели 471 PR.XI). Он постепенно вытеснил из разведывательных частей прежний массовый PR.IV. Этот самолет помимо увеличенного запаса топлива отличался от исходного варианта расширенной для улучшения обзора центральной секцией фонаря кабины, отсутствием лобового бронестекла и убирающимся хвостовым колесом. К тому же он был универсален в плане установки фотоаппаратуры: предусматривались 4 варианта комплектации разными аппаратами в разных местах (в том числе – два перспективных фотоаппарата в блистерах под крыльями). Почти половина PR.XI (211 самолетов поздних выпусков) комплектовалась заостренным вертикальным рулем. Благодаря более «чистой» аэродинамике летные характеристики PR.XI были выше, чем у истребителя.

-8

Внедрение в линейку истребителей «Спитфайр» двигателя Griffon стало причиной появления последней массовой модификации фоторазведчиков - высотного Spitfire PR.XIX, созданной на базе истребителя Mk.XIV, но с крылом типа F (всего построено 225 машин). Кроме комплектации самолета фотоаппаратами переделка заключалась в ликвидации вооружения и бронестекла, замене фонаря на гермокабину, и в установке в крыле дополнительных баков. Правда, хотя дополнительное топливо и позволяло PR.XIX пролететь 2.500 км, дальность самолета по сравнению с PR.XI снизилась: Griffon был значительно «прожорливее» Merlin’a. Зато потолок разведчика поднялся до 13.420 м, а скорость возросла до 735 км/ч!

Первые PR.XIX появились в авиачастях в июне 1944 г. А вот по их боевому применению в книгах разночтения. В одних говорится, что серийное производство задержалось (без указания причин), и массово они пошли в войска только в апреле 1945, поэтому почти не успели повоевать. Другие утверждают, что PR.XIX массово применялись уже с июня 1944-го, и к 1945-му они почти полностью вытеснили все другие модификации «Спитфайров»-разведчиков…

«SEAFIRE» – ПАЛУБНЫЕ «СПИТФАЙРЫ»

-9

При несомненной мощи его кораблей (в том числе и авианосцев), британский флот обладал совершенно устаревшей палубной авиацией. В особо плачевном состоянии находились истребители: их основу составляли архаичные бипланы «Си Гладиатор», совершенно не способные противостоять немецким Bf.109 и FW.190. Но с этими самолетами трудно было на равных драться и спешно закупленным у американцев «палубникам» «Уалдкэт», переименованным англичанами в «Мартлет». В этой ситуации британцам ничего не оставалось, как «переквалифицировать» в «палубники» свои сухопутные армейские истребители. Сначала они проверили, возможно ли обеспечить безаварийные взлет-посадку на палубы авианосцев истребителя «Харрикейн». Затея удалась; однако «Харрикейн» уже стремительно устаревал, и тоже не мог достойно противостоять новым модификациям немецких истребителей. Вот тогда и настал черед «Спитфайра» превратиться в «Сифайр» (Seafire) – «Морской огонь».

Осенью 1941 г. в распоряжение авианосцев были выделены 48 «б/у-шных» истребителей Mk.Vb, которые подверглись переработке в палубные «Сифайр» Mk.Ib. Вся переделка практически заключалась только в установке посадочного крюка на А-образной раме. Эти самолеты в основном использовались как учебные: на них пилоты отрабатывали взлет и посадку на палубы авианосцев. Лишь с дюжину Mk.Ib в октябре 1942 были переданы в боевую 801-ю эскадрилью авианосца «Фьюриес» – это были единственные самолеты «учебной» партии, которым довелось участвовать в боях (до сентября 1944 г.).

-10

Пока шли тренировки, с июня 1942 во флот стали поступать новенькие Mk.V, вооруженных по типу «С» (2х20-мм пушки и 4х7,69-мм пулемета с вдвое увеличенным боезапасом). Эти машины, получившие обозначение «Спитфайр» Mk.IIс, перерабатывались в палубные прямо на авиазаводе, и подверглись более серьезной адаптации. На них провели дополнительное усиление силового набора, кроме посадочного гака установили катапультные захваты, и обеспечили морским радиооборудованием. Кроме стрелкового вооружения Mk.IIс могли нести по 1х227-кг бомбе на подфюзеляжном бомбодержателе. Всего было выпущено 262 самолета Mk.IIс. А в марте 1943 в авианосные эскадрильи стали поступать низковысотные «Спитфайры» L.Mk.IIc(всего построено 110 самолетов). На них вместо прежнего трехлопастного винта стоял четырехлопастный, а крылья имели укороченные плоские законцовки. Практически на два года палубные «двойки» стали основными истребителями британского флота. Уже к концу 1942 им были вооружены 6 английских эскадренных и эскортных авианосцев; а в 1943 «Сифайры» получили еще 6 авианосцев – эти истребители почти полностью вытеснили с палуб устаревшие «Фулмары» и «Си Харрикейны».

-11

Удивительно, но до 1943 г. англичане так и не удосужились разработать для «Сифайра» складывающееся крыло, хотя у них лишь два старых авианосца имели Т-образные лифты, позволявшие спустить эти истребители в ангар. На всех остальных «разлапистые» «Сифайры» толпами загромождали взлетные палубы, что было серьезной проблемой – особенно для небольших эскортных авианосцев. И лишь с сентября 1943 в авианосные эскадрильи наконец-то начали поступать «Сифайры» Mk.IIIс, оснащенные складывающимися крыльями (всего изготовлено 103 самолета). Причем крыло складывалось необычно – вдвое: переламывалось за нишей шасси, а у законцовок отгибалось в обратную сторону (чтобы уменьшить вертикальный габарит). Правда, производились Mk.IIIс недолго: уже в ноябре в серию пошла низковысотная модификация «Сифайр» L.Mk.IIIс. Ее складывающиеся крылья имели обрезанные законцовки, что решило проблему соблюдения вертикального габарита. Этот вариант стал поступать на флот весной 1944 г., и он стал самой массовой моделью «Сифайра» - до конца войны был выпущен 1.031 самолет L.Mk.IIIс.

-12

Вот описные выше варианты «двоек» и «троек» «Сифайров» и вытянули на себе подавляющее большинство авиационных боев англичан над морями – от сражений над Средиземным морем в 1942-1943, до битв на Тихом океане в 1944-1945 гг.

Истребитель великолепно показал себя при ведении маневренного воздушного боя; но вот с оперированием с палубы авианосца у «Сифайра» были серьезные проблемы. Его непрочное шасси с узкой колеей, длинный капот, ограничивавший обзор на посадке и большая посадочная скорость создавали большие трудности пилотам, и приводили к высокой небоевой аварийности. Особенно огромной она была в эскадрильях, базировавшихся на эскортные авианосцы с короткими взлетными палубами. Так, например, при высадке Союзников под Салерно в сентябре 1943 эскадрильи «Сифайров» за три дня не в боях, а в авариях на посадке потеряли 42 своих истребителя!

Весной 1945 г. началось массовое производство палубных истребителей «Сифайр» Mk.XV, оснащенных моторами «Гриффон». Но во флот они стали поставляться только в мае; к тому же освоение этих машин шло довольно долго, так что «пятнашки» поучаствовать во Второй мировой войне не успели. А посему я не вижу смысла описывать эту версию, как и разбираться в послевоенной линейке «Сифайров» от Mk.17 до Mk.47 (маркировку послевоенных модификаций перевели на арабские цифры). Мне «мирные послевоенники» просто не интересны, и на этом я свой определитель модификаций «Спитфайра» завершаю…

-13

Остается только подвести итоги. Общее число выпущенных сухопутных истребителей и фоторазведчиков «Спитфайр» составило 20.351 самолет. К ним нужно прибавить 1.525 специализированных палубных истребителей и разведчиков «Сифайр», изготовленных за время войны. Однако «Сифайры» выпускались и в послевоенное время – до 1949 г., и общее их число составило 2.408 самолетов. Таким образом, общее число изготовленных «Спитфайров» и «Сифайров» достигло 22.759 машин. Все это сделало «Спитфайр» одним из самых массовых истребителей Второй мировой войны…

Определитель модификаций «Плюющего огнем» (01). На Мерлинах

Асы «Плюющих огнем» (01). Пилоты Британской империи

Асы «Плюющих огнем» (02). Пилоты других стран

Список других статей по теме «Определители модификаций самолетов – в помощь моделистам» находится здесь: https://dzen.ru/a/Y232242guQGIAwtA

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории

Авто
5,66 млн интересуются