Приветствую всех читателей канала! Нынешняя статья посвящена жизни и творчеству такого художника ЛФЗ "первого призыва" как Мария Петровна Кириллова.
В поисках материала о ней пришлось обшарить практически весь интернет. Есть множество страниц на различных сайтах, где что-то о ней написано. Но это "что-то" помещается в три маленьких абзаца, которые "авторы" друг у друга просто копировали. Слово в слово, даже не пытаясь импровизировать. И нигде нет фото (видимо, и не искали особенно) - ни в одном поисковике. У меня появилось ощущение дежавю: те же проблемы возникли и при работе над статьёй о З.В. Кобылецкой. При всём при том была уверенность, что фотографию Кирилловой я видел. И вспомнил! Это была фотография не Кирилловой, а с Кирилловой. Групповая фотография коллектива художников Фарфорового завода от 1934-го года. Такие фотографии делались часто после того, как Н.М. Суетин занял должность художественного руководителя предприятия. Фотография есть на канале в статьях о Н.М. Суетине, Л.В. Протопоповой, А.А. Яцкевич. Кириллова стоит в верхнем ряду справа. Рядом (самым крайним) присворг тихий гений росписи по фарфору Алексей Викторович Воробьёвский. Фото я увеличил, вырезал, чуть осветлил (Воробьёвского вырезать не стал - пусть читатели ещё раз увидят, как выглядел Алексей Викторович в свои 28 лет).
Снова обращаюсь к тем, у кого в семейных альбомах хранятся фотографии с художниками Фарфорового завода (в данном случае - с М.П. Кирилловой): перефотографируйте их, выложите в социальные сети; если у вас там нет страничек - хотя бы здесь, в комментариях к любой из моих статей (все комментарии я читаю), а так, лёжа на печи и ничего не делая, мы можем "проспать" нашу историю!
Но кроме фотографии и сжатой в полстраницы биографии очень многое о творческом человеке (да и вообще - о человеке) могут сказать его работы.
Мария Петровна Кириллова прожила долгую жизнь. Родилась в Петербурге. В 1917 году окончила Центральное училище технического рисования барона Штиглица по классам живописи, фарфора и майолики. С 1919 года работает на Фарфоровом заводе. Не состояла в славной когорте художников АВАНГАРДА, на которых Советское правительство сделало ставку (они стали "добытчиками валюты", поскольку АВАНГАРД хорошо распродавался на Западе). Она скромно расписывает статуэтки и копирует рисунки, созданные другими. Видимо, таковым было свойство её характера. Но от росписи в стиле Советского АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА ей было не уйти - другое дело, что это были не самостоятельные её композиции, а копии других художников завода. В галерее ниже приведены примеры таких её работ - сделанных в первые революционные годы по эскизам авторов.
Собственные же её работы были, можно сказать, традиционными: цветочный рисунок, довольно мелкий. Смотрим...
В 1924-м году власти решили "поднимать" когда-то самое сильное фарфоровое предприятие бывшего кластера И.Е. Кузнецова под Новгородом Великим - "На Волхове" (название сменили на "Коминтерн") - до 1917-го года конкурировавшее с "Братьями Корниловыми", и в чём-то даже с ИФЗ. С Фарфорового завода туда откомандировали целый десант во главе с С.В. Чехониным. Вместе с ним поехали М.М. Адамович, З.В. Кобылецкая, М.П. Кириллова и др. художники. По многим причинам (в т.ч. и бытовым, поскольку жить приходилось в посёлке со всеми трудностями деревенской повседневной жизни, с которыми не сталкиваются горожане) затея не удалась, и в 1926-м году эксперимент был свёрнут, и художники вернулись в Ленинград.
По-видимому, самым интересным занятием для Марии Петровны являлась роспись статуэток. Не раз убеждался в том, что на оценку статуэток качество росписи влияет невероятно сильно. Вот некоторые примеры статуэток, расписанных Марией Петровной... Статуэтки, изображающие женщин - в галерее ниже.
Сложные, подчас многофигурные композиции 1930-х годов.
В 1930-е же годы исполнила и такую сложную работу по эскизам Л.В. Протопоповой как сервиз "От тайги до постройки" (на форме "Интурист" Евы Цайгель).
Когда на ЛФЗ появилась молодой скульптор Таисия Сергеевна Кучкина со своими бытовыми скульптурами и статуэтками детей, Кириллова мгновенно начала с ней сотрудничать. И вот что из этого вылилось...
И конечно, не забыла очень понравившегося покупателям кучкинского графина в виде петуха. Его Кириллова расписывала самым разным образом...
В 1941-м году завод (вместе с оборудованием, музеем и большей частью персонала) эвакуируют в г. Ирбит (Свердловская область), где налаживают производство свечей для двигателей внутреннего сгорания, полностью обеспечивавшее потребности воюющей по-настоящему страны. В пустующих цехах завода разместилась воинская часть... Но уже с 1943-го года работа завода постепенно налаживается. Вот подарочная чашка 1943-го года, расписанная М.П. Кирилловой...
По окончании Войны ощущалась нехватка художников, которые бы придумывали новые рисунки для росписей сервизов. Кирилловой пришлось заниматься и таким несвойственным ей делом... В галереях ниже приведены предметы послевоенных сервизов в росписях, созданных по её эскизам.
Вот ещё несколько интересных работ Кирилловой, сделанных ею в разные годы...
Свои работы Мария Петровна подписывала монограммой "М.К".
С 1947 года Кириллова занимается преподавательской деятельностью в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, и больше к работе на Фарфоровом заводе не возвращается. Сохранилась фотография тех лет, где М.П. Кириллова запечатлена с учениками, среди которых и будущий скульптор ЛФЗ и "Красного фарфориста" Бронислав Дмитриевич Быструшкин.
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.
P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Подписавшимся - поклон (ваш интерес греет мне душу). Однако монетизация канала пока просто смешная, на неё невозможно существовать. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.