Мы много и часто общаемся друг с другом – с близкими, коллегами, друзьями и знакомыми. При этом иногда нарушаем правила уважительного общения или это делают наши собеседники.
Есть ли какие-то универсальные правила вежливого общения? Задали вопрос Наталие Пономаревой – коучу, семейному психологу, специалисту по мужеско-женским отношениям и преподавателю программы «Гендерная психология. Коучинг отношений».
Эксперт назвала 7 правил вежливого общения. Сохраняйте, полезно будет каждому.
№1: Не перебивайте
Всегда говорит один человек, а второй в этот момент его слушает. Мы вступаем в диалог только тогда, когда наш собеседник договорил до точки. Активное слушание – это проявление уважения.
Очень полезно последить за собой, когда кто-то говорит. Обычно, когда человеку хочется высказаться, он начинает перебивать того, кто говорит, чтобы начать говорить самому. Последите за своими чувствами. Что я чувствую, когда слышу другого человека? Я хочу, чтобы он быстрее договорил, чтобы высказаться самому? Я испытываю нетерпение и раздражение? Мне сложно не перебивать и внимательно слушать? Что чувствую я, когда меня перебивают? Как я реагирую, когда меня перебивают?, – советует Пономарева.
№2: Не учите, «не лечите», не давайте советов
Советовать – означает вертикаль, где вы выступаете в роли учителя. А еще ответственность за решение берете на себя, что крайне неверно. Если хочется дать совет, то лучше поделиться рассказом о похожей ситуации.
Как выглядит совет: «Я думаю, тебе лучше сделать так-то…». Как выглядит форма личного свидетельства: «У меня была такая ситуация, такие условия, и я был в таком-то состоянии… и тогда я поступил так-то, и из этого вышло то-то».
Обратите внимание на себя, когда вам хочется учить жизни другого человека? Почему вам хочется дать совет? Вы считаете себя компетентным учить другого?
Как вы себя чувствуете, когда вас начинают учить?, – рекомендует коуч.
№3: Не исправляйте. Не подсказывайте. Не договаривайте за другого
Это правила уважительного слушания и беседы на равных. Никто не учит, никто не заискивает. Хочется ли вам исправить или подсказать кажущееся вам нужным слово? Как вы себя чувствуете, когда вас исправляют или вам подсказывают?
№4: Не вешайте ярлыки
Тут всё ясно, но часто мы коммуницируем, руководствуясь стереотипами и ярлыками, которые вешаем на других.
Например, жена говорит мужу что-то, на его взгляд нелепое, может появиться желание сказать: «Ты блондинка, что с тебя взять». Или если жена, не услышав того, что хотела услышать от мужа, скажет ему: «Все вы мужики бесчувственные». На человека можно повесить ярлык, а это может быть очень, очень обидным, – пояснила Пономарева.
№5: Не критикуйте
Семья или деловая общность – это пространство безопасности и доверия. Каждый человек ценен, даже если вы с ним не согласны. Пусть близкий человек сделал что-то неправильно, но критиковать еще неправильнее. Что можно сделать? Вместо критики даем поддерживающий отзыв 80 на 20. Говорим сначала 80% того, что удалось, и 20% того, что добавить, чтобы получилось еще лучше.
№6: Не говорите друг о друге в третьем лице
Если человек присутствует и есть возможность сказать «ты», а не «он», то лучше сказать «ты». Представьте себе, что о вас говорят: «Ну вот он делал-то…». Приятно ли вам? Лучше ли было бы, чтобы ваш близкий человек сказал: «Когда ты делал то-то…»?, – прокомментировала преподаватель.
№7: Не вынуждайте общаться
Если муж пришел уставший, то ему необходимо восстановить свои силы в одиночестве, в «пещере» – посмотреть телевизор, почитать, помастерить. И если в этот момент жена будет лезть с расспросами, то, отвечая, он будет тратить еще больше сил. Для мужчины часто молчание – это отдых, молчание – это ресурсное состояние для решения проблем!
Расскажите, какие правила добавили бы вы?