"Бантики".
На обломках английской компании American Austin – создателя броневиков "Остин" – родилась American Bantam, занявшаяся продвижением в Новом Свете спортивных малолитражек Seven. К началу 2 Мировой войны ВС США потребовался легковой вездеход, за разработку которого уцепилась Bantam. Авто разработал инженер Карл Пробст. Машина получила название Bantam BRG 40: с открытым кузовом, без дверей, плоским передним стеклом и округлыми крыльями. Оказалась единственно представленной на армейский суд.
Позже за военный вездеход взялись Williys, и, конечно, старина Форд. Странно, из 4,5 тыс. произведённых моделей, испытываемых от Аляски до Флориды, ни одна не поступила в армию USA.
Очень кстати для американцев в Европе началась война. Внедорожники сбагрили в Великобританию. Англичане намеревались отсидеться на своём острове. Всю партию морем перекинули в СССР – 500 Bantam BRG 40. Автомобиль зарекомендовал себя невероятно хорошо. Советские солдаты называли его ласково: "Бантик". В боях 1941 г. почти все "Бантики" погибли. СССР сделал новую заявку, что союзники с удовольствием выполнили. Но это были уже не "Бантики".
"Виллис".
Малые мощности Bantam не внушали доверия военным. Документацию на авто передали Williys и Ford. Те заморачиваться не стали: использовали технологии Bantam, воровали секреты друг у друга. В результате Bantam оставили на производстве прицепов, с которыми фирма и померла в конце войны.
Оставшиеся компании произвели на свет 700 000 штук. Williys расстарался раньше, представив Williys MA. Поэтому в России вездеход получил название "Виллис", или как его называли, советские солдаты – Иван Виллис. Форд создал "Пигмея", мало чем отличающего от "Виллиса".
Мнение о том, что машину разработали по просьбе СССР – ошибочно. Прежде всего, зная о работах Союза в этом направлении, она требовалась самим США. Первую партию штаты даже не стали испытывать – целиком отправили в СССР, что не делало чести Америке, как союзнице. Не испытанный "Виллис" проходил испытание в самых экстремальных условиях – войне.
Даже по тогдашним меркам параметры его были скромны: 60 л. с., скорость 104 км/ч, грузоподъемность всего 250 кг. или 4 пассажира. Расход топлива 11-18 л. при объеме бака 54 литра. Как тягач, он мог взять на буксир 45-мм. пушку.
Деньги, потраченные не зря.
Так заявил президент Рузвельт. Фраза, мягко говоря, цинична. Америке было неважно, кто победит. Важно, чтобы ослабли все. СССР и Сталин оказались янки не по зубам.
Конечно, "Виллис" на фронтах ВОВ пришёлся к месту, потому что не хватало производимой в стране замены. Приходилось не обращать внимания на недостатки "Виллиса". Как все американские модели, он был заточен на качественные ГСМ, чего в воюющей стране быть не могло. Советская техника производилась с огромным запасом прочности. Американская – следовала строго техдокументации.
"Виллис" сыграл большую, но не главную роль в ходе войны. СССР победил, не благодаря американскому оружию. Америка заработала за счёт России. А главное здесь – подвиг советского народа.