А вот действительно, каждый год одно и то же - "Что подарить на день рождение?" и не важно кому... свекрови, маме, бабушке, сестре... и в ответ только и слышишь "мне ничего не надо, у меня всё есть!". На идею меня навело недавнее посещение сувенирного магазина в Рязани , там на витрине я увидела Кадомский вениз, о котором писала ранее, и Михайловское кружево. Так давайте с последним познакомимся поближе.
В краю, что овеян есенинской песней,
Есть маленький город, но всем он известен.
В Михайлове том живут мастера,
Что делают чудо – плетут кружева.
Михайловское кружево, что создал человек,
Россию нашу, матушку, прославило навек.
Первое упоминание о цветном михайловском кружеве относится к середине XVIII в. Михайловское значительно отличается от кружев, изготовляемых в других областях (вологодское кружево, елецкое кружево и т.д.), как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняют его в простой технике численного кружевоплетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Эта техника уникальна и не имеет аналогов и мире.
В старину в Рязанском уезде присутствовали разные типы кружевного плетения. Вначале было сцепное, а также тончайшее многопарное «травчатое» кружево и «рязанского манера». Однако в городе Михайлове и его окрестностях присутствовал иной способ плетения — численный. Его выполняли по памяти, соблюдая определенное количество переплетений нитей на коклюшках, необходимое для получения узора. Отсюда и название кружева - численное (счетное).
Михайловское кружево вначале выполнялось из льняных нитей, а для придания кружеву большей нарядности нити подкрашивали натуральными красителями. С появлением хлопчатобумажных нитей различных цветов кружевницы стали использовать их наряду со льном. Плетение кружев в Михайловском уезде издавна бытовало в крестьянских семьях. Цветное кружево рано приобрело промысловый характер, так как отличалось красотой узора и разнообразием колорита. Основным цветом всегда был красный, дополнявшийся желтым, зеленым, голубым, черным.
К 1880 году в городе Михайлове и окрестностях работало около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трех тысяч, а перед первой мировой войной — десять тысяч.В 1882 году работы Михайловских кружевниц с большим успехом демонстрировались в Москве на Всероссийской выставке, где они удостоились внимания государыни и денежной награды. В 1886 году С.П. Казначеевой, совместно с известной исследовательницей народного искусства С.А. Давыдовой в с. Подлесное была открыта первая в России художественная школа кружевоплетения и вышивания.
Первая мировая война 1914 года, а затем и гражданская война оказали губительное воздействие на развитие народных промыслов, так как экспорт кружевных изделий за границу прекратился, спрос упал и в самой России.
В 1916 г. в г. Михайлове была создана артель вышивальщиц, о чём свидетельствует письмо с заявлением Михайловской трудовой артели вышивальщиц отделу кустарной промышленности Наркомзема о взятии артели под контроль Наркомата, датированное 23 октября 1918 г.
К осени 1925 г. в городе Михайлове и уезде насчитывалось около 6000 мастериц, и с каждым днём всё большее их количество изъявляло желание объединиться в свои промысловые артели.
1927 г. явился годом создания Михайловской артели «Труженица», объединившей вышивальщиц и кружевниц-надомниц из числа кустарей. Возглавила артель Е.Н. Накапкина.
После Отечественной войны оказалось, что кружевной промысел в городе Михайлове исчез и секреты его забыты. Многие мастерицы долгие годы восстанавливали лучшие образцы этого кружева, разрабатывали новые. Среди них была и Диана Алексеевна Смирнова, заслуженная художница РСФСР. Ее часто видели в бывших центрах кружевоплетения: в селах Пушкари, Новопанское, Рачатники, Ижеславль и других. Д.А. Смирнову постоянно окружали пожилые люди — кружевницы, которые еще не утратили секретов прежней работы. Диана Алексеевна сама изучала всю технологию кружева и сумела перевести ее на поток. По специальным, ею разработанным сколкам, сразу несколько кружевниц могли выполнить один и тот же рисунок кружева с точными элементами.
В 1957 году артель возглавила Мария Григорьевна Голованова, которая оставалась на посту директора почти 30 лет, до 1986 года. В том же 1957 году в артели был открыт новый цех машинной вышивки. В октябре 1960 года на базе промартели организуется строчевышивальная фабрика «Труженица». В 1968 году Михайловская строчевышивальная фабрика «Труженица» стала участницей ВДНХ. В качестве экспонатов на выставке были представлены женские платья с цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия получили высокую оценку. Все больше изделий фабрики стало появляться и за границей — во Франции, Японии, США.
В 1978 году в результате объединения фабрики «Труженица» и фабрики им.Лизы Чайкиной, расположенной в поселке Октябрьском, было создано Михайловское производственное строчевышивальное объединение «Труженица». В 80-е годы наряду с традиционной цветовой гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые, бордовые, золотисто-коричневые цвета. С 11 августа 1993 года ПСО «Труженица» было преобразовано в ТОО, а с 15 июля 1993 года — в Закрытое акционерное общество «Тружёница».
В древности кружева ценили на вес золота: один грамм золота приравнивали одному одному грамму кружева. В наше время художники и мастера по-прежнему создают шедевры, которые являются «золотым запасом» современной русской культуры. Так, творческий коллектив ЗАО «Труженица» создаёт постельное и столовое бельё, одежду, различные плоскостные изделия с вышивкой и кружевом. Сохраняя живую старину, талантливо перерабатывая художественные традиции народного искусства, художники промысла придают изделиям и современность, и неповторимое очарование прошлого.
На мой взгляд изделия в технике Михайловское кружево - отличный подарок и не только на день рождения.
Спасибо, что дочитали до конца!
Буду благодарна отметке "Нравится" (палец вверх).
Подписывайтесь на мой канал ---> "Дневник велозависимой"
И до новых встреч!