Евреи славятся, как хорошие врачи, юристы, музыканты, ученые, предприниматели. Поэтому их небольшое, но гордое государство по праву является одним из мировых лидеров в самых разных областях науки, техники и общественной деятельности. Однако, своим автомобилестроением оно совсем неизвестно, и многие люди считают что кредитоповозок отечественного производства в Израиле попросту нет. Давайте развенчаем этот миф и расскажем о еврейских автомобилях.
На своей родной земле дети Сиона в значительном количестве собрались еще до провозглашения независимости в мае 1948-го года. Отцами-основателями израильской автомобильной промышленности стали братья Шперлинги, которым в середине 1930-х годов посчастливилось уехать из Германии – едва ли не самой передовой в этом плане страны на тот момент.
Они работали неподалеку от Хайфы, а потому свое детище назвали в честь местной горы Кармель, которая упоминается еще в Библии. Братья-инженеры сумели продать десять легковых машин под маркой Standard Carmel, несколько грузовиков, после чего производство закрыли.
Причиной стало трехлетнее арабское восстание против евреев, а также то, что все израильские города и поселки находятся на расстоянии 50-150 километров друг от друга. На тот момент на ближние расстояния было проще ездить на велосипедах, а далеко из-за враждебности палестинцев без сильной необходимости никто и не ездил.
В годы Второй мировой и войны Израиля за свою независимость о продолжении таких начинаний никто не думал. Хотя, конечно, в британской Подмандатной Палестине присутствовало определенное количество английских и иных автомобилей, а с целью их починки действовали мастерские. Однако, после столкновения с армиями пяти арабских государств они были переоборудованы на производство более важных для победы вещей.
Когда же евреи смогли чудом отбиться, американская компания «Форд» объявила о намерении открыть в Израиле один из своих заводов, желая застолбить для себя новый рынок. Но по причине дипломатического давления арабских государств от этой идеи пришлось отказаться. Поэтому следующие несколько десятилетий сюда не могли прийти крупные мировые марки.
Такая экономическая изоляция стала причиной зарождения собственного израильского автопрома – в противном случае его бы задавили западные авто-монстры. В итоге в 1950-1970-х годах появилось несколько независимых фирм, которые выпускали собственные линейки автомобилей.
Самым массовым из них стала Сусита («Лошадка»), названная, впрочем, опять же в честь одноименной горы. Всего в 1960-1978-х лошадок было выпущено 100 тысяч, и это были весьма значительные цифры для государства, чья численность населения на тот момент была чуть более 3,5 миллионов. «Лошадка» стала еврейским ответом «Фольксвагену-Жуку» или, если хотите, советскому «горбатому» «Запорожцу».
Однако, ее качество было ближе ко второму, чем к первому – не говоря уже о машинах иных израильских производителей. А местное общество на тот момент было очень левым по своему мировоззрению, и личное авто считалось атрибутом неприличного «буржуазного образа жизни».
Многие здешние политики, не исключая и первых лиц, родились и работали в колхозах-кибуцах и принимали там же зарубежных коллег, шокируя тех своим бессеребренничеством. Поэтому из-за низкого спроса израильский автопром со временем совсем заглох, тем более, что в 1970-1980-х с экономической блокадой было покончено.
В страну пришли серьезные европейские, американские, японские, а еще позже – корейские игроки, и на отечественном производстве был поставлен жирнейший крест. Однако, выпуск армейских и полицейских автомобилей считался стратегическим и благодаря помощи государства сохранился. Заводы Sufa, Tomcar, Plasan, Carmor выпускают бронеавтомобили, армейские джипы, полицейские машины и багги и даже продают свою продукцию по всему миру.
Современные поколения израильтян предпочитают «корейцев» и «японцев», французских машин на дорогах тоже хватает. Из немцев хорошо представлена линейка «Фольксвагена», а местные арабы предпочитают подержанные «Мерседесы» – наверное, по той причине, что этот концерн еще в 1970-е догадался сбывать в странах третьего мира свое старье, и «мерины» на Ближнем Востоке стали считаться символом шика. Кстати, большинство машин здесь б/у, поскольку на новые автомобили пошлины просто адские.
Сейчас собственного гражданского автопрома в Израиле нет, хотя время от времени местные чиновники и крупные предприниматели говорят о его необходимости. Зато еврейское государство благодаря высокому уровню технологий стало местом автомобильных стартапов и инноваций – свои центры исследований тут создали почти все крупные международные фирмы.