Найти в Дзене
URBANIST

Как в Омске метро строили строили, да не построили....

Оглавление

Добрый день, дорогие граждане городов миллионников! Сегодня я затрону тему волнующую каждого Омича Метро. Пожалуй, многим уже давно известна история Омского метрополитена. Горожане очень гордятся ей и, зачастую иногда приятно просто посидеть в кругу друзей и похвастаться тем, что ты из Омска. Город уже давно обрел множество шуток вокруг и стал самым настоящим мемом среди русскоязычного населения, хотя нашей страной это не ограничивается. В искусстве это проявилось в самых разнообразных видах: настенные граффити, арт объекты, мемы, музыка.

Но начнем, пожалуй, с истории...


Она уходит далеко в 1960 года, когда впервые заговорили об Метрополитене в Омске. Город стремительно рос, развивался и требовал, как любой город миллионник с большими планами, Сеть Метро. Так уже в конце 70-ых население перевалило за миллион. Стали остро поднимать вопрос о строительстве. В 1986 году началось проектирование 1- ой линии, в участии приняли такие компании как: МЕТРОГИПРОТРАНС(Москва), ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС(Ленинград), СИБГИПРОТРАНС(Новосибирск), НОВОСИБМЕТРОПРОЕКТ(Новосибирск), ОМСКГРАЖДАНПРОЕКТ, СИБЖЕЛДОРПРОЕКТ(Новосибирск).

Сложившиеся в 90- ых перемены повлияли на начале работ, их перенесли с 1990 на 1992 год.
Тогда же и запустился процесс грандиозного строительства! 1- ая линия, которую планировали построить за 7 лет, должна была составлять 6,76 км. 24 февраля 1993 года была забита первая свая Метромоста с центральной части города на левый берег Иртыша. Помимо метромоста, строили станции Туполевская и Машиностроителей.
Развал промышленности повлиял на схему метро. Стало понятно, что уже нет такой большой необходимости строить станции Туполевская и Рабочая(Машиностроителей). Приоритет отдали строительству новой утвержденной ветки метро: Красный путь-Заречная-Бульвар Архитекторов- Автовокзал, также метромост и Электродепо. Ключевым стал Авто-метромост.
В итоге за 13 лет к 2005 году был открыт Автомобильный мост, через Иртыш, связывающий оба берега, по которому в этом же году стартует автомобильное движение; начали проходку путей в 390 м от станции Библиотека имени Пушкина(Красный путь) до Заречной через реку; были переименованы старые названия станций: Бульвар Архитекторов - Кристалл, Автовокзал - Соборная.
В 2007 году началась проходка путей от станции Кристалл до Заречной, в ходе работ случилась авария, затопившая весь туннель водой. В 2008 году строительство останавливается, из-за экономического кризиса в стране.

Только в 2011 году возобновились работы проходки перегонных путей от ст. Кристалл до Заречной: в конце года был закончен правый путь тоннеля, начались работы по оставшейся левой части, но дойдя до места аварии, устройство вышло из строя и стройка встала

Проект станции метро "Соборная", 2013 г.
Проект станции метро "Соборная", 2013 г.

Открытие первого пускового участка было назначено на 2016 год как подарок к 300-летию города (хотя и эта дата не была окончательной в связи с проблемами финансирования). Однако ввиду отсутствия денег и банкротства застройщика НПО «Мостовик» строительство остановилось. Осенью 2015 года велась лишь достройка уже заложенных объектов, поскольку консервировать их в недостроенном состоянии было дорого и проблематично. Вопрос, когда омичи поедут на метро, больше не поднимался, но в апреле 2016 года первый зампред областного правительства Андрей Новосёлов выразил мнение, что метро в Омске когда-нибудь появится. Он ожидает, что 2018—2019 годы для города будут более легкими. Тем не менее сразу после слов зампреда, в апреле 2016 года неизвестные стали вывозить строительные материалы с площадки недостроенной станции метро «Заречная». Колонна из трех КамАЗов под сопровождением джипа Land Cruiser 200 транспортирует бетонные тюбинги в неизвестном направлении...
Консервация была единственным путем в 2017 году. Не было денег продолжать строительство, требовалась сумма в 22 млрд, при уже затраченных на строительство 12,9 млрд. рублей. На полную консервацию объектов из Регионального бюджета выделили 800 млн.

Говоря о метро, не только у Омичей волосы встают дыбом, точно такая же судьба последовала и за Челябинском, Красноярском, Пермью.
В Уфе и Ростове на дону так и не приступили к строительным работам.

На сегодняшний день стройка Омского метрополитена не ведется и вряд ли в скором времени продолжится, хотя нынешний Губернатор Александр Леонидович Бурков дает прямые намеки на возобновление строительства, но уже не в изначальном виде- Метро, а в как Метротрама, приводя в пример Волгоград, где еще в 1984 году был осуществлен проект.
Цель заключается в слиянии трамвайной сети с уже имеющимися объектами Метро, что позволит полностью объединить всю транспортную сеть города, решить проблемы постоянных пробок и нехватки общественного транспорта для горожан, ну а также пустить в работу недостроенную сеть метро.

Схема Омского Метротрама, 2022 г.
Схема Омского Метротрама, 2022 г.

Будут ли слова Губернатора правдивыми или нет, покажет только время, а нам с вами остается только ждать и надеяться, что у Омска все получится!

Автор-Ярослав Толоконников
Telegram канал-https://t.me/UrBanIIIIst