25,5K подписчиков

SAAB, прощай

14K прочитали
Шведское автомобилестроение всегда держалось на трех «китах» – Volvo, Scania и SAAB. В результате глобализации теперь у этих трех марок новые владельцы.

Шведское автомобилестроение всегда держалось на трех «китах» – Volvo, Scania и SAAB. В результате глобализации теперь у этих трех марок новые владельцы. Как известно, Volvo разделили на две компании – по выпуску коммерческой и грузовой техники Volvo Truck, которая стала ведущим в мире производителем грузовиков. И Volvo Car, которой некоторое время владел американский Ford. Накопив долги и убытки в размере 6 млрд долл., американцы так и не смогли вывести шведскую компанию в зону прибыльности и в конце концов продали китайцам из Geely.

Scania теперь работает в дружной семье Volkswagen, точнее в грузовом подразделении Traton, вместе с немецким MAN, американским Navistar и бразильским Volkswagen Caminhões e Nibus (который теперь называется Volkswagen Truck and Bus).

А сегодня смертельная угроза нависла над третьим китом шведского автостроения SAAB. У нас шведские автомобили этой марки достаточно редки, в отличие от Volvo. Да и соотечественники вряд ли знают историю этого бренда в период глобализации.

Шведское автомобилестроение всегда держалось на трех «китах» – Volvo, Scania и SAAB. В результате глобализации теперь у этих трех марок новые владельцы.-2

SAAB длительное время (1989-2008) был в составе General Motors, как и Volvo под американским Ford. Марка себя неплохо чувствовала, и даже когда GM решил избавиться от этого шведского актива, выстроилась очередь из более чем двух десятков покупателей, среди которых BMW, FIAT, Renault, Magna, Hyundai и опять уже знакомый Geely.

Но дела у шведского автопроизводителя пошли не самым лучшим образом, и покупатели отсеялись. А GM связалась с производителем спортивных автомобилей Spyker из Нидерландов. Такой выбор был обусловлен тем, что у GM есть фобия – боязнь того, что ее технологиями завладеют недружественные страны. Американцы побоялись, что их технологии уйдут к китайцам, как ранее в 2009 году они заблокировали продажу немецкого Opel российскому Сбербанку. Тоже из-за аналогичной фобии, да вдобавок запретили французам из PSA продавать автомобили Opel если в них есть технологии и ноу-хау GM.

Впрочем, весь этот период истории SAAB нет смысла рассматривать, потому что там фигурируют много разных компаний. В конце концов, SAAB перешел во владение NEVS (National Electric Vehicle Sweden) — это шведская компания с китайским финансированием.

NEVS в то время решила коренным образом сменить профиль компании и сосредоточиться на набиравшей популярность теме электромобилей. Первой серийной моделью NEVS стал слегка переделанный седан Saab 9-3 с прикрученной к днищу батареей, новинка получила имя NEVS 9-3.

Шведское автомобилестроение всегда держалось на трех «китах» – Volvo, Scania и SAAB. В результате глобализации теперь у этих трех марок новые владельцы.-3

А через некоторое время у NEVS сменился собственник и 100% владельцем стал крупный китайский девелопер Evergrande. Многие наверняка слышали о градостроительном буме в КНР, где с нуля возводились целые города. Но теперь уже говорят о надутом строительном пузыре, готовом взорваться, как когда-то подобное произошло в США, вызвав кризис 2008.

Китайские девелоперы наученные горьким опытом, предвидя скорый кризис в секторе недвижимости КНР, стали искать пути диверсификации, одним из перспективных направлений был выбран автопром. Вот так строительно-девелоперский холдинг стал владельцем NEVS. Но даже под крылом мощного строителя компания не смогла наладить сколь-нибудь серьезное производство электромобилей.

Завод SAAB в шведском Тролльхеттане так ничего и не выпустил. А на днях пришло сообщение о том, что из существующего коллектива в 340 человек, остаются 20 для поддержания предприятия в нормальном состоянии. Остальных уволят.

Сегодня уже вряд ли кого заинтересуют цеха шведского автомобильного концерна. Как известно, в Европе имеется существенный переизбыток производственных мощностей, на бизнес там высокая налоговая и социальная нагрузка. Поэтому наверняка, можно попрощаться с SAAB.

Шведское автомобилестроение всегда держалось на трех «китах» – Volvo, Scania и SAAB. В результате глобализации теперь у этих трех марок новые владельцы.-4

Отрадно, что в Швеции чтут свою марку, есть клубы фанатов марки. Многие до сих пор эксплуатируют эти автомобили. Вот и у нас также есть клуб любителей, автомобили участников которого мы встретили на улицах одного российского города.

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz