Чудодейственное возрождение российской марки «Москвич» после почти двух десятков лет, напомнило о том, что такому же возрождению подвергались в мировой истории автопрома и другие ушедшие бренды. Да и сам столичный завод пережил и разрушение, и последующую покупку части промышленной площадки французским Renault. И уход в мае прошлого года французского автопроизводителя из России с последующей продажей московскому правительству за символическую сумму стало продолжением летописи предприятия на Сукином болоте.
В энциклопедии автомобильной истории много примеров возрождения. Достаточно указать на относительно свежий пример британской марки Mini, которая сегодня неплохо чувствует "под крылом" баварской BMW. Наверняка так же комфортно будет чувствовать себя под крылом московского правительства и «Москвич». Поскольку финансовые возможности столичного правительства сродни крупной транснациональной компании. Но вот есть множество иных примеров. Многим, очень многим автомобильным маркам не так повезло.
Сегодня мало кто помнит об итальянской марке Autobianchi. А если зайти в кладовые нашей автомобильной памяти, то можно будет наскрести еще с несколько десятков названий брендов, которые оставили свой след в автомобильной истории. Только окончание "холодной войны" и последовавшее за ней "смерть" социалистического лагеря, произошедшая три десятилетия назад, дала нам целую плеяду умерших автомобильных брендов.
Это массовые легковушки – Trabant, Wartburg, Yugo, ARO, Oltcit и др. Не меньшими потери оказались в грузовом сегменте – IFA, Robur, Star, Jelcz, LIAZ, Avia, Czepel, Roman и т.д.
Недавно наш канал вспоминал чехословацкий автобусный бренд Karosa, а также попытки возродить венгерский Икарус. Про ушедшие советские бренды можно и не упоминать – Иж, ЗИЛ, Колхида и т.д. В общем, автомобильный рынок дает пищу для интересных мыслей и наблюдений.
А в целом от автопрома стран Восточной Европы остались только Tatra, Skoda и Dacia.
Но не только с окончанием "холодной войны" уходят бренды. И в благополучной Западной Европе уходили именитые и не очень именитые бренды. Например, бренд очень классных грузовиков Berliet был «съеден» французским Renault. До сих пор на дорогах франкофонских стран Северной Африки встречаются эти грузовики.
Какое то время назад французский автопроизводитель Peugeot (еще до альянса Stellantis) хотел возродить марку французских легковых машин Talbot. Но далее невнятных планов дело не сдвинулось с места.
До последнего времени пополнить ряды умерших марок могла и итальянская Lancia.
Эта итальянская автомобильная марка легковых автомобилей Lancia имеет 114-летнюю историю. В России она малоизвестна. Когда-то давно в самом конце 90-ых и начале 00-ых годов, марка через родственный FIAT пыталась выйти на наш рынок, но бизнес в РФ не получился. Общий объем продаж за все годы работы составил…41 новый автомобиль. Ввозили также и подержанные экземпляры. Всего парк марки Lancia в РФ составлял примерно 3 300 экземпляров.
Итальянцы почему то считали, что позиционировать марку нужно как большие и комфортные автомобили (естественно на порядки выше FIAT). В этой связи отметим еще одну модель – Lancia Thesis. Несмотря на то, что это был итальянский правительственный автомобиль, на российском рынке удалось реализовать всего 16 экземпляров.
А ведь марка очень именита в кругах автомобильного спорта. Итальянские автомобили участвовали и становилась победителем в различных раллийных гонках. Победу добывала модель Lancia Delta.
Когда в январе 2021 года был образован автомобильный гигант Stellantis, в состав которого вошли французский PSA (Peugeot-Citroen) и итало-американский FCA (FIAT-Chrysler) в острых дискуссиях и спорах решалась судьба итальянской именитой марки. В конце концов было решено итальянскую марку сохранить в дружной семье 14 автомобильных брендов. Как решено было сохранить и американскую легендарную марку Chrysler.
Конечно, сегодня в переходный период, в который вошел Stellantis, положение марки Lancia нельзя назвать отличным. И вот почему. На фиатовском заводе в Польше выпускают только одну модель – это хэтчбек В-класса Lancia Ypsilon. Причем ее продают только в Италии, где она заняла по итогам 2022 года второе место после FIAT Panda с результатом 40 968 шт., заняв 15,3% своего сегмента рынка, что является его лучшим результатом на сегодняшний день.
Нужна срочная омологация модели, которую выпускают с 2011 года. Недавно была представлена обновленная модель (на фото). Пересмотрены гамма цветов кузова и декор интерьера, среди опций появились беспроводной зарядник для смартфона. В моторной гамме остались только атмосферники — бензиновый 1.0 Firefly (70 л.с.) и работающий на газе 1.2 Fire (69 л.с.). В Италии популярны газомоторные авто.
Вторая проблема – расширение модельного ряда марки. И над этим вопросом идет работа. В том числе будет возрождена легендарная модель Lancia Delta.
Сегодня в российской автомобильной аудитории звучат различные оценки деятельности французской группы Renault Group в период владения ей отечественным автогигантом АвтоВАЗом. Работники Ижевского филиала АвтоВАЗа даже обвинили французов в диверсии.
Но все же пример итальянской Lancia говорит нам о том, что марка, в составе большой автомобильной группы не только выживает, но и имеет потенциал для серьезного развития.
Уважаемые читатели! А какой бренд отечественных автомобилей вы бы предложили для возрождения? Пишите в комментариях
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz