Эффективные при НМРЛ препараты инициируют венозную тромбоэмболию, часто сводя насмарку успехи в лечении и ограничивая терапевтические возможности. Верно ли, что иммунотерапия чаще химиотерапии приводит к ВТЭО?
Интересные выводы сделали датские исследователи, сопоставившие частоту венозных тромбозов с социально-экономическим статусом 51 350 пациентов и контрольной группы в 256 750 человек. Высшее образование с приличным доходом при хорошей должности снижают вероятность ВТЭО даже при сопутствующих и неравнодушных к факторам свертываемости крови заболеваниях. Объяснить кровно-экономическое сродство сложно, но возможно при учете множества факторов, связанных сложными причинно-следственными связями. Короче, удача в жизни – признанная спутница здоровья.
Франкоговорящие ученые из Монреальского университета и Института сердца и легких Квебека в сотрудничестве со специалистами Университетской больницы Дижон-Бургундия во Франции поставили себе сугубо практическую цель – определиться с частотой ВТЭО у больных НМРЛ, получающих иммунотерапию, а конкретно, при наиболее эффективных из известных противораковых средств – ингибиторах контрольных иммунных точек.
Взяли «на карандаш» медицинскую информацию о лечении 593 пациентов трех клиник: двух в Канаде и одной во Франции. Все пациенты страдали НМРЛ и получали ИКИ.
При среднем сроке наблюдения 12,7 мес. у 14,8% зарегистрированы «разнокалиберные» ВТЭО – от незначительных тромбозов мелких вен до ТЭЛА. Большинство осложнений развилось в первые полгода наблюдения и абсолютно все – строго после начала иммунной терапии.
Общая частота ВТЭО не уступала, но и не превышала таковую при стандартной химиотерапии НМРЛ. При переходе на химиотерапию на втором году от начала иммунотерапии, частота тромботических осложнений достоверно увеличивалась в 9,6 раз.
Независимыми факторами риска осложнений через год от начала ИКИ были возраст и позитивные по PD-L1 опухоли.
Что касается основных онкологических показателей в изучаемой когорте больных НМРЛ, то они не «пострадали» от наличия ВТЭО: медиана до прогрессирования составила 5,3 месяца, общая выживаемость – 18,4 месяца. Результаты терапии ИКИ также не коррелировали с наличием или отсутствием тромботических проблем.
Таким образом, не было прослежено какой-либо связи между венозным тромбозом и клиническим ответом на иммунотерапию, а также не было разницы в частоте тромботических осложнений при применении в первой линии ИТ или ХТ.
Франкоговорящие ученые развеяли сомнения и сняли подозрения с наиболее результативных препаратов, сделавших небольшую, но долгожданную революцию в терапии НМРЛ.
Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2021/09/15/
Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!