Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Хранитель здоровья. Николай Семашко

Николай Александрович Семашко родился в сентябре 1874 года в селе Ливенском, что находилось в Елецком уезде Орловской губернии (сегодня это уже Задонский район Липецкой области). Его папа Александр Северинович был педагогом, а мама Мария Валентиновна была сестрой философа Плеханова, и происходила из дворян. Коля учился в гимназии с будущим писателем Михаилом Пришвиным. Когда мальчику было 13 лет, умер отец. Семашко впоследствии писал: «Нищета стала у порога нашего дома…». Коля старался подработать где только мог. Наблюдая за жизнью таких же, как он, простых крестьян, он уже тогда задумывался над тем, как изменить трудный быт большинства людей, не обличенных властью и возможностями. Не был доволен существующим в стране строем, за что имел определенные проблемы с законом. Да и не стоит забывать о родственных связях с марксистом Плехановым. В семнадцать он окончил гимназию и поступил в Московский университет на медицинский факультет.

В Москве молодой Николай быстро нашёл единомышленников, вместе с которыми обсуждал политику, много читал. Прочтя труд своего дяди Плеханова «Социализм и политическая борьба» Николай понял, что именно это течение ему ближе всего. Спустя некоторое время Семашко добрался и до рукописи Владимира Ульянова «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?». Впечатленный Николай стал активно продвигать революционные настроения, налаживал связи с подпольным движением рабочих. Реакция властей не заставила себя ждать. В 1896 году в Московском университете прошла волна арестов. Николая отправили в Елец, где его действия контролировала местная полиция.

В небольшом провинциальном городке Николай Александрович общался с учениками воскресной школы, основной контингент которой составляли различные ремесленники, мелкие служащие и рабочие. Семашко быстро перезнакомился с коллегами отца - педагогами, и возобновил агитационную деятельность. Вскоре к ним присоединилось ученики — так в Ельце образовался марксистский кружок.

В 1898 году, когда срок высылки закончился, Семашко переехал в более крупную Казань, где у него уже были друзья-единомышленники. За короткий срок Николай сумел сколотить несколько политических кружков, наладить сотрудничество с рабочими крупнейших предприятий города. И Семашко арестовали на месяц, выслали из Казани, запретив проживать в городах, где есть университеты и крупные промышленные предприятия.

Николай Александрович хотел получить диплом, поэтому схитрил: обосновался в пригороде Казани, приклеил себе усы и бороду и посещал занятия. Преподаватели, конечно, знали об этом трюке, но агитатора и пропагандиста никто не выдал. Так Семашко стал дипломированным врачом. Теперь менять мир и жизнь простых людей стало еще сподручнее. Он перебрался к родственникам в Нижний Новгород, где устроился на должность губернского санитарного врача.

В самом начале столетия Николай был женат на Надежде Сокольской, с которой у него было трое детей. Дочь Елена, как и уже ее дочь (и тоже Елена) продолжили дело отца. Так, Елена Николаевна была ответственным сотрудником Минздрава СССР, а внучка Семашко - Елена Фаробина была главврачом клиники детских болезней Первого МГМУ. Второй брак Семашко был с оперной певицей Марией Гольдиной.

Сочетание стремления вести идеологическую работу с совершенно конкретной адресной помощью людям только крепло и все чаще находило свое непосредственное применение. Так, например, Николай Александрович принимал участие в многочисленных выступлениях рабочих зимой 1905 года, руководил санитарными отрядами, которые помогали раненным людям на баррикадах. После восстания Семашко вновь оказался за решёткой, откуда выбрался лишь в самом начале 1907 года.

После освобождения
После освобождения

Понимая, что аресты могут возобновить, Николай эмигрировал в Швейцарию, дабы вести деятельность уже оттуда. Но его арестовали уже в Европе. Неожиданно за молодого революционера заступился Ленин, нанявший лучших адвокатов, которые сумели добиться освобождения Николая Александровича. Оказавшись на воле, Семашко вместе с Лениным и большевиками перебрался в Париж.

Николай Семашко
Николай Семашко

Выступая в разных странах Европы, Семашко, в частности, в 1912м году участвовал в VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП. Именно тогда с трибуны он озвучил то, что, по сути и станет целью и основной деятельностью будущего реформатора системы здравоохранения. Он сформулировал необходимость кардинального изменения подхода к рабочим и к условиям их труда и жизни.

В революционном 1917м Семашко вернулся в Россию, попал в Совет районных дум и возглавил врачебный отдел. Первой работой Николая Александровича стала организация медицинской помощи людям, пострадавшим во время октябрьских событий в Москве. Летом 1918 года было принято решение создать Комиссариат здравоохранения. Должность первого наркома здравоохранения получил Семашко.

Работа предстояла колоссальная. После Гражданской войны страна требовала быстрых и эффективных мер. Николай Александрович Семашко личным примером и авторитетом доказал врачам, что медицина для новой власти не пустой звук. Народный комиссариат здравоохранения выступил гарантом того, что большевики заботятся о здоровье народа. Уже к февралю 1919 года комиссариат здравоохранения полностью реализовал идею о страховании рабочих, что в свою очередь позволило уже перейти к следующему этапу — социальному медицинскому обеспечению всех жителей страны, указанному в декрете 1918 года.

...По статистике за 1905 год из каждой тысячи умерших две трети были детьми в возрасте до пяти лет. Чтобы изменить ситуацию, в стране начались реформы, затрагивавшие материнство и детство. За короткий срок Комиссариат здравоохранения создал сеть детских поликлиник, где работали квалифицированные врачи. Детская смертность снизилась.

С коллегами
С коллегами

Другой серьёзной проблемой был туберкулёз. Сам Семашко называл его «пролетарской болезнью». Главным методом борьбы с заболеванием Николай Александрович считал предоставление людям нормальных жилищных условий. Туберкулёзом в основном болели те, кто скудно питался, жил скученно, подвалах и бараках, где царила антисанитария. Следующим важным методом являлось увеличение количества противотуберкулёзных диспансеров и санаториев. Также по инициативе Семашко на контроль была взята система фильтрации воды в крупных городах. На предприятиях появились медсанчасти, где оказывали неотложную помощь, вели профилактику и лечения профессиональных заболеваний, выдавали путёвки в оздоровительные санатории.

-5

Повсеместно стали появляться санатории и курорты. В качестве помещений брали особняки и усадьбы, дворцы. Например, в 1925 году специалисты переоборудовали Ливадийские дворцы Крыма под санатории на 500 коек, где бесплатно отдыхали и лечились крестьяне. Это был первый в мире бесплатный крестьянский санаторий.

Комиссариат здравоохранения активно боролся с эпидемиями и инфекциями. Взрослых и детей прививали от самых опасных и распространённых заболеваний. Многие вакцины разработали непосредственно советские учёные, что стало настоящим прорывом. В 1922 году Николай Александрович открыл кафедру социальной гигиены, которая базировалась на медицинском факультете "родного" Московского университета. Боролся Семашко и за чистоту ментального состояния, так сказать - отсутствие вредных привычек, предостерегая, что "сколько выпито мужьями и отцами водки, столько пролито слез их женами и детьми". В 1930‑х годах Семашко боролся с беспризорностью, был членом Президиума во ВЦИК, состоял в Московском обществе испытателей природы.

Одно из выступлений
Одно из выступлений

Делал Семашко и ставку на улучшение качества образования медиков. Советский Союз в 1930‑х годах превратился в одно из ведущих государств в мире по производству различных лекарственных препаратов для массового потребителя. Огромный скачок произошёл в исследовании болезней и, соответственно, методах их лечения. В итоге люди получили качественную, прогрессивную и, главное, бесплатную медицину. За этим успехом стоял непосредственно Николай Александрович.

Должность наркома здравоохранения и многочисленные дела не помешали Семашко в начале 1920‑х годов вступить в Русское евгеническое общество, которое возглавлял академик Николай Константинович Кольцов. Объединение работало на базе московского Института экспериментальной биологии. Члены Общества занимались доскональным изучением фенотипов и генотипов человека, собирали сведения о роли различных биологических факторов в истории, исследовали биографии выдающихся деятелей с упором на писателей. Учёные пытались выяснить, какие способности передаются по наследству, а какие нет. Кроме этого, члены Общества готовили евгенические экспедиции «для биологического посемейного обследования» и издавали журнал.

Однако масштабная работа была прекращена в 1929 году. Евгеника стала одним из инструментов в фашистской идеологии, в Советском Союзе она попала под негласный запрет. Кольцов ликвидировал Общество, вместо него появилось Бюро по генетике, которое взялось за исследования сельскохозяйственных культур.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай Александрович отправился в Уфу, куда власти эвакуировали его кафедру организации здравоохранения. Однако уже весной 1942 года вернулся и занялся сбором материалов о работе медицинских учреждений. После войны Семашко взялся за восстановление работы системы здравоохранения на территориях, пострадавших во время оккупации.

После войны
После войны

Вплоть до самой смерти в мае 1949 года Николай Александрович работал в системе здравоохранения. После себя Семашко оставил колоссальное наследие в виде образцовой системы, которую заимствовали многие страны. Сегодня его именем названы десятки больниц и медицинских центров, НИИ и клиник в городах, откуда он родом, где жил и трудился на благо сотен миллионов людей.

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/